Энциклопедия эпистемологии и философии науки - машина творящая богов
Машина творящая богов
машина творящая богов
«МАШИНА, ТВОРЯЩАЯ БОГО» (1988) — произведение франц. психолога и мыслителя Сержа Московичи (род. 1928), внесшее наряду с сочинением «Век толп. Исторический трактат по психологии масс» (1981) большой вклад в современную трактовку природы человека и общества, а также в разработку новых методологических подходов, определяющих в начале 21 в. развитие некоторых направлений психологии, социологии, религиоведения и ряда др. социогуманитарных наук. При вручении Московичи в 2003 г. престижной Бальзановской премии (Prix Balzan) значение его идей было подытожено исчерпывающим выводом: «Труды Сержа Московичи в области наук о человеке и обществе характеризуются огромной новизной: они произвели переворот в канонических парадигмах этих наук, обновили их методы исследования и ориентации, создали европейскую школу социальной психологии, оригинальность которой общепризнанна. В этой области Серж Московичи занимает отныне такое же место, которое до конца 60-х годов занимал Жан Пиаже». Констатация новизны, пересмотра классических парадигм, обнаружения новых объектов и методов в полной мере относятся к «М., т. б.». Переосмысляя в конце 20 в. теоретическое оснащение социальных наук, Московичи приходит к выводу, что заданная «великими классиками» Э. Дюркгеймом и К. Марксом «базовая парадигма», согласно которой социальные и психологические феномены по происхождению полностью разнородны, а следовательно, в процессе исследования их можно и должно разделять, не была реализована не только сторонниками этой парадигмы, но и самими создателями. Не опасаясь ярлыков «мистика» и «мракобеса», которые «многие ученые» адресовали Московичи за то, что он «реанимирует старые мысли», автор «М., т. б.» провозглашает, что в научном познании следует уйти от «противоестественного разрыва субъективных и объективных аспектов», поскольку «тайна и происхождение нашей общественной жизни спрятаны в следующем: они — субъективны/объективны». Феномены общественного бытия «психо/социальны». К важнейшим факторам социальной жизни Московичи относит верования и страсти — «неотъемлемые свойства человеческой натуры»; именно они «находятся у истоков социального творчества, исторической энергии». В сущности, по Московичи, вопреки парадигме устранения психического из социального в центре внимания в «теориях великих социологов» находился не homo aeconomicus («человек экономический») и не homo politicus («человек политический»), а именно homo credens («человек верующий»). Для самого Московичи homo credens — главный субъект общественного развития и основной объект социального познания. Развивая идеи Дюркгейма, автор «М., т. б.» выстраивает концепцию, согласно которой, психический потенциал каждого отдельного человека малопродуктивен; но люди, обладая общими эмоциональными свойствами, способны, собравшись в группы и осуществляя коллективные действия, многократно умножать психический заряд, создавая коллективную психическую энергию высокого напряжения (о психологии масс см. подробнее «Век толп»). В ситуации захваченности этим коллективным возбуждением (в «состоянии одержимости») люди не только глубже интегрируются, порождая базисные структуры общества, но и за счет возникающего избытка психической энергии создают представления, «верования», а также иные «творения ума». Так, в первоначально простейших коллективных действиях, принимавших форму религиозного ритуала, появляется homo credens — витальный и креативный субъект социума и культуры. Вопреки базисным для 19—20 вв. эволюционным теориям, концепциям «научно-технического прогресса» и секуляризации, Московичи провозглашает, что ни homo credens, ни религия на всем протяжении человеческой истории не утрачивали свой креативный потенциал, и пока существует общество, они не сойдут с исторической сцены. Менялись лишь верования и социальные представления. Учение о социальных представлениях, т.е. о разделяемых индивидами на уровне обыденного сознания коллективных знаниях, верованиях, — особый раздел теории Московичи, который он развивал не только в «М., т. б.» и в др. своих сочинениях, но и совместно с коллегами ( Р. Фарром, В. Дуазом, К. Фламаном и др.). Итогом этой коллективной работы стала научная школа, объединенная концепцией социальных представлений, — одна из влиятельнейших в современных социогуманитарных науках.АЛ. Забияко
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 821 | |
2 | 542 | |
3 | 423 | |
4 | 384 | |
5 | 384 | |
6 | 382 | |
7 | 377 | |
8 | 375 | |
9 | 371 | |
10 | 361 | |
11 | 349 | |
12 | 344 | |
13 | 343 | |
14 | 339 | |
15 | 337 | |
16 | 336 | |
17 | 326 | |
18 | 326 | |
19 | 317 | |
20 | 317 |