Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия эпистемологии и философии науки - персонификация

 

Персонификация

персонификация
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ (от лат. persona — маска, личина, лицо и facere — делать) — мыслительный процесс и результат переноса на объект восприятия личностных качеств. В акте П. объект восприятия наделяется личностным статусом, именем и образом. В архаической культуре акты П. свидетельствуют о процессе выделения индивидуальности из общинного коллективизма и демонстрируют разложение «первобытного синкретизма». П. — одна из наиболее фундаментальных операций мифологического и религиозного сознания. В мифологическом мышлении П. проецирует на окружающий мир свойства человека. Посредством П. в мифологическом мышлении четче обособляется субъект мифического действия, что является важным условием конкретизации мифологического образа. В религиозном сознании П. оформляет акт отделения личного божества от первичной обожествленной субстанции (так, у индоевропейских народов на основе культа священного огня постепенно в процессе П. выделились личные божества; например, у индоариев — Агни, у римлян — Веста). П. непременно сопутствует становлению пантеона и появлению в пандемониуме личных духов. С развитием религиозной философии П. зачастую становится препятствием абстрагированию и трансцендированию представлений о божественном Абсолюте, что порождает противоположную тенденцию к деперсонификации. В процессе деперсонификации формируются имперсональные священные образы религиозного сознания (например, Брахман в Кенаупанишаде 1. 5 — 9, Брихадараньяка-упанишаде И.3.6). В художественном сознании П. обеспечивает формирование особой образности, построенной на переносе на явления природы, культурные феномены психических данностей и других черт человеческой личности. Особенное развитие П. получает в поэтических метафорах и аллегориях. Акты П. свойственны символическому мышлению, репрезентирующему в символических образах персон особые смыслы. В научном мышлении П. часто используется как средство образного (условного) обозначения феноменов, невыразим ы х в строгих терминах. Так, К. Г. Юнг использовал метод

П. для описания архетипов коллективного бессознательного (Старец, Дитя, Герой и др.). См. также Антропоморфизм.

А.П. Забияко

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»

И.Т. Касавин

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):