Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия эпистемологии и философии науки - письмо

 

Письмо

письмо
ПИСЬМО — знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов закреплять речь во времени и передавать ее на расстояние. «Логографическое П.» — использование рисунков для представления объектов. Затем рисунки свелись к более формальным символам — иероглифам. «Фонетическое П.» — изображение звуков символами. Существуют 4 основных буквенно-звуковых типа П.: идеографическое, словесно-слоговое, силлабическое (слоговое) и буквенно-звуковое (алфавитное), а также стенография. Создано сирийско-палестинскими семитами в конце 4-го — начале 3-го тысячелетия до н. э. Техника П. служила важным фактором формирования социального пространства, обусловливая доминирующие формы общественной коммуникации. Два типа П. — фонологическое и иероглифическое — способствовали формированию разного типа культур и различных форм этноцентризма.

П. представляет собой визуальный код речи. Каждому звуку соответствует знак. Эволюция П. идет по линии абстрагирования как от звука, так и от вида букв; они превращаются в «прозрачные» знаки, отсылающие к «значениям». На основе связи лишенного значения знака с лишенным значения звуком сформировался западный человек. Изобретение П. произошло на основе речи. Раньше чтение текста сопровождалось проговариванием. Печатный текст ускорил чтение, усилил роль глаза. Он стал своеобразным механизмом, подобным изобретению колеса; чтение превратилось в такое последовательное восприятие статичных изображений, которое при достижении определенной скорости создает иллюзию органической полноты. Фонетический алфавит редуцировал одновременное действие всех чувств, которое мы наблюдаем в устной речи, к визуальному коду. Однако полный отрыв визуального от других ощущений произошел в эпоху Возрождения с открытием книгопечатания. Происходит визуализация не только пространства, но и времени. Линейное повествование в литературе — аналогично перспективе в живописи.

Платон и Аристотель считали П. вспомогательной формой фиксации мысли. Герменевтика текста, разработанная Гадамером, продолжает эту традицию. В постструктуралистском литературоведении обращение к феномену П. было обусловлено отказом от эстетики гения. У Р. Барта, который ввел различие классической и неклассической литературы, фигура автора уступила место формальной реальности П. Оно понимается как игра знаков, упорядоченная не столько своим означаемым содержанием, сколько самой природой означающего. Отсюда суть П. не в том, что оно есть следствие желания человека, а в том, что оно представляет собой специфическое культурное пространство, в котором и может жить пишущий субъект. П. — это автор, живущий и после смерти его как индивида, т.е. трансцендентальный автор. Постмодернистская трактовка проблемы П. нацелена на опровержение логоцентризма как идеи тождества логоса и голоса в европейской культуре. По мысли Деррида, именно на основе фонетически-алфавитной письменности и была создана логоцентристская метафизика.

Б.В. Марков

П., письменность — один из основных способов существования языка, возникший на протяжении длительного культурно-исторического и социального развития человека для удовлетворения его коммуникативных потребностей в надежных средствах и формах. Со временем П. превратилось в оптимальное и действенное средство передачи сообщений, обладающее коммуникационной самостоятельностью и когнитивной автономией. По объему лексического состава письменность развитой цивилизации начинает превышать объемы устного общения и превращается в универсальный способ усвоения, фиксации, хранения, воспроизведения, передачи опыта людей. Познавательное и коммуникативное значение П. переоценить невозможно, ибо оно становится не только инструментальным ресурсом человеческого образования, связывает разные поколения людей независимо от масштабов разделяющей их исторической дистанции, а также формирует и хранит традиции разных культур и обществ. Возможности П. обеспечивают эвристический потенциал человеческого познания независимо от места и времени продуцирования знания. Сегодня П. является семиотической и лингвистической основой для разработки новейших информационно-коммуникационных технологий, всевозможных искусственных языков программирования, науки и различных способов создания виртуальной реальности. Письменность была тесно связана с появлением и развитием государств; экономическая, политическая и культурная жизнь государства возможна только благодаря знанию общего языка, навыку П. и чтения на этом языке.

Зооморфное и антропоморфное происхождение П. проявляется во все более усложненном строе идеографии, пиктографии и иероглифики. В иероглифическом П. наблюдается устойчивая тенденция к реализации посреднической функции знака. Создается предпосылка к переходу от изобразительного языка к линейному П. Появляются предпосылки формирования вербальной письменности, в которой образно-рисуночная основа трансформируется в знаковую последовательность линейного П. Появление алфавита означало завершающую фазу в становлении фонетических форм записи речевых высказываний, происходит изменение функций языка как орудия познания, формируются новые понятийные и дискурсивные способности сознания. Благодаря П. появляется возможность оперирования знаками как заместителями понятий. Длительное время язык устной речи со свойственной ей риторикой свободных ассоциаций, образов, фигур, интонационных регистров и сменой темпа определял ее лидерство по отношению к П., был для него образцом. Но Гуттенберг своим изобретением, по словам В. В. Розанова, «железным языком печатника облизал человеческую душу», упорядочил мысль в печатной форме со строгим порядком букв, строк, полей листа и т.п. Лишь в 20 в. появились другие, нелинейные способы представления письменного текста, а вслед за ними — и организация компьютерного текста и гипертекста. Сегодня уже целые поколения продуцируют и читают тексты в соответствии с интернетовскими образцами П.

Семиотическое исследование П. представлено, в частности, Р. Бартом, сравнивавшим научный дискурс и П., призванное оспаривать претензии науки как высшего авторитета. В статье «От науки к литературе» (1967) он отмечает, что научный дискурс считает себя высшим кодом; П. же стремится быть всеобъемлющим кодом, поэтому оно способно сокрушить теологические представления Автора-Бога, террор авторитета, «открыть для исследования все пространство языка» с нарушениями логики, смешениями кодов, парадоксами, «противостоять самоуверенности ученого». Барт поставил проблему «смерти автора», замены его П., аргументируя это тем, что «говорит не автор, а язык как таковой; письмо есть изначально обезличенная деятельность», и действует уже не «Я», а сам язык. В таком случае текст становится многомерным пространством, где сочетаются и спорят друг с другом различные виды П. Барт называет П. «идеологическим социолектом», ценностно-смысловой сеткой, которую культура помещает между индивидом и действительностью, навязывая определенную интерпретацию и мировоззренческие стереотипы. Иллюзия выхода — в овладении «нулевой степенью» П., позволяющего сбросить иго «ложного сознания».

Философское исследование П. осуществил Ж. Деррида в известных книгах «Письмо и различие» (1967) и «О грамматологии» (1967), где была впервые развернута «стратегия деконструкции». Перекликаясь с бартовской, его концепция не ограничивается литературоведением и семиотикой; она выявляет в П. глобальное онтологическое измерение и рассматривает как основу бытия. Как отмечает Н.С. Автономова, переводчик и исследователь работ французского философа, вся западная культура трактуется им как отображение того или иного состояния письменности, а появление науки, философии, познания вообще — как следствие распространения фонетического письма.

ЮМ. Шилков

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»

И.Т. Касавин

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):