Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия эпистемологии и философии науки - потребности

 

Потребности

потребности
ПОТРЕБНОСТИ — объективная или субъективная нужда, недостаток живого организма, личности, социальной группы, общества в чем-либо; источник активности, предпосылка любой, в том числе познавательной, деятельности. Развитие П. осуществляется в ходе увеличения числа используемых предметов и сферы их применения. Небиологические П. не являются врожденными; они формируются в процессе социализации личности, ее включения в общественные отношения, материальную и духовную культуру.

Существуют различные определения П.: способность потребления в системе производительной деятельности (К. Маркс), первичные потенции индивидуализации «мировой воли» (А. Шопегауэр), исходное влечение, которым определяется отношение субъекта и объекта (К.Г. Юнг), и др. Известны десятки классификаций видов П., главным основанием для выделения которых является характер деятельности, побуждаемой П., а также классификации по происхождению, по субъекту, объекту, функции. Так, в классификации А. Маслоу представлены физиологические П., П. в безопасности, в любви и принадлежности к сообществу, П. в оценке, одобрении и признании, эстетические П. в симметрии, порядке и красоте. С эпистемологической точки зрения наиболее значимы выделенные Маслоу когнитивные, или познавательные, П. — знать, уметь, понимать и исследовать, а также П. в самоактуализации и реализации собственного потенциала. Являясь источником мыслительных и практических действий, направленных на освоение или присвоение предмета П. субъектом, П. стимулируют процесс познания в целом, участвуют в определении его предметной области, формировании познавательных целей, влияют на ценностные ориентации и процесс восприятия. Характер, степень влияния П. на содержание и природу перцепции специально исследовалось в когнитивной психологии. В содержание понятия «познавательная П.» входят любознательность (поиск нового знания), желание понимать, систематизировать, организовывать, анализировать, искать связи и смыслы, строить систему ценностей; стремление защитить актуальную парадигму, систему мировосприятия, структуру познавательного опыта.

П. имеют определенное отношение к характеру и развитию восприятия — важнейшей форме чувственного познания. Одна из актуальных проблем, изучаемых в когнитивной психологии, — степень зависимости характера и содержания восприятия от П. того или иного вида. Исследуя ценности и П. как организующие факторы восприятия, Дж. Брунер выдвинул и предложил экспериментально исследовать следующие гипотезы. Первая — чем выше социальная ценность объекта, тем в большей степени восприятие его подвержено организующему воздействию поведенческих детерминант. Вторая — чем сильнее П. индивида в некотором социально ценном объекте, тем значительнее действие поведенческих детерминант в восприятии. Он предположил, что искомые, желаемые объекты воспринимаются более отчетливо. Однако в работах как Брунера, так и других исследователей такого рода прямые зависимости не подтвердились; влияние П. осуществляется не столько непосредственно на восприятия, сколько на те программы, которые предшествуют перцептивным процессам. Вместе с тем подтвердилось положение о том, что чем выше неопределенность восприятия, тем больше шансов на вмешательство поведенческих факторов вообще, П. — в частности. Такого рода исследования в когнитивной психологии способствуют эпистемологическому осмыслению влияния социокультурных факторов на чувственное познание, как и на познание в целом.

Л. Т. Ретюнских

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»

И.Т. Касавин

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):