Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия эпистемологии и философии науки - суждение

 

Суждение

суждение
СУЖДЕНИЕ (нем. Urteil; англ., франц. Judgement) — мыслительный акт, выражающий отношение лица к содержанию высказываемой им мысли. В форме утверждения или отрицания С. необходимо сопровождается той или иной модальностью, сопряженной, как правило, с психологическим состоянием сомнения, веры, знания или просто убежденности в чем-либо. Таким образом, de facto С. выходит за рамки чистой логической рефлексии. Выражая оценочный акт, оно сопрягается с такими понятиями, как «отзыв», «определение», «понимание», и поэтому, как говорил И. Кант, характеризует способность рассудка (Urteilskraft) к классификации понятий.

Правда, в послекантовскую эпоху (в основном, заботами Б. Больцано и Г. Фреге), стало складываться иное толкование термина «С». Главное, что отличает это толкование от традиционного, — это абстрагирование содержания повествовательного предложения не только от его языковой формы выражения, но и от его возможной оценки, и выделение С. в качестве абстрактного объекта «той же степени общности, как и класс, число или функция» (Чёрч А. Введение в математическую логику. М., 1960. С. 32). В этом случае С. объявляется своего рода оператором, определяющим истинностное значение предложения, а процесс С. сводится к признанию истинности некоторой мысли. Такое понимание позволяет, с одной стороны, рассматривать С. как инвариант в классе его возможных языковых представлений, а с др. — избавляет от психологического оттенка, свойственного традиционному термину «judgement». По сути, оно и открыло путь к формализации логических рассуждений за счет переосмысления традиционного учения о структуре С. на основе понятия пропозициональной функции.

На сегодняшний день предметом специального изучения в их традиционном (схоластическом) смысле (как propositio mentalis) С. фактически остаются только в модальной логике при их обычной традиционной классификации на ассерторические (модус утверждения: «А истинно» или «А ложно»); проблематические (модус утверждения: «Возможно, что А истинно» или «Возможно, что А ложно») и аподиктические (модус утверждения: «А необходимо истинно» или «А необходимо ложно»). Допустимы, конечно, и др. оценки сказанного. Но в так называемой классической логике единственным способом оценки сказанного является первый из рассмотренных выше, поскольку сказанное просто и ассерторическое утверждение сказанного в этой логике (таблично) неразличимы.

М.М. Новосёлов

Лит.: Зигварт X. Логика. Т. 1. СПб., 1908; Таванец П.В. Вопросы теории суждения. М., 1955; Попов П.С. Суждение. М., 1957; Копгарбинъский Т. Избранные произведения. М, 1963. С. 284—292, 647—651; Фреге Г. Логические исследования. Томск., 1997; Рассел Б. Исследование значения и истины. М., 1999. Гл. XII; Больцано Б. Учение о науке: Избранное. СПб., 2003. Ч. 3.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»

И.Т. Касавин

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):