Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия эпистемологии и философии науки - табу

 

Табу

табу
ТАБУ — магический запрет у людей, находящихся на родоплеменной стадии общественного развития. В своей «классической» форме система Т. была обнаружена путешественниками и этнографами в Полинезии, а затем ее аналоги были выявлены в культурах др. стран и народов. Объектами Т. могли быть вещи, животные, люди, слова, действия и т.п. Некоторые из этих объектов считались священными, др. же — нечистыми в религиозном смысле. Однако, по представлениям дикарей, соприкосновение как со священным, так и с нечистым грозило наказанием, ниспосылаемым сверхъестественными силами, духами или богами. Отсутствие у примитивных людей фиксированного права и более или менее развитой морали привело к тому, что Т. стали главным механизмом регулирования социальных отношений. Так, половозрастные Т. разделили племена на брачные классы и тем самым исключили половые связи между близкими родственниками. Пищевые Т. определяли характер пищи, которая предназначалась вождю, воинам, женщинам, детям, старикам. Ряд др.Т. призван был гарантировать неприкосновенность жилища или очага, соблюдение правил погребения, распределение прав и обязанностей между членами общины. По мере развития общества и его социальной дифференциации Т. начинают использоваться для укрепления экономического могущества и политической власти племенной верхушки. В центре системы Т. оказываются личность вождя и сфера его деятельности. Объектами Т. становятся также жрецы и наиболее выдающиеся воины. Рядовые же соплеменники были задавлены гнетом бесчисленных Т., нарушение которых строжайше наказывалось. В дальнейшем значительная часть Т. вошла в развитые религии, модифицировавшись в чисто религиозные, правовые и нравственные запреты.

А.Н. Красников

Т., налагаемое шаманом на «виновные» в человеческих несчастьях объекты и слова, явилось не только универсальным способом социальной регуляции поведения, но также и формой трансформации знаково-символического окружения, развития сознания и языка. Отделяя важное от неважного, неизвестное от известного, недозволенное от дозволенного, сакральное от профанного, Т. выступало как своеобразный механизм социального торможения инстинктивных стремлений, побуждающий человека включать мышление и направлять его в др. русло. В результате табуирования деяние, слово, событие заменяли собой др. деяния, слова и события; слово утрачивало жесткую магическую связь с предметом и отделялось от него, а смысл приобретал отличие от слова. Социальный запрет в ходе последующей интериоризации превращался в логический, предпосылки обмена предмета на предмет становились условиями обмена слова на слово, иносказания. Темная, нагруженная магическими предрассудками заповедь «Не вари козленка в молоке матери его» превратилась в моральные запреты «Не убивай» и «Не кради». Договоры, запрещавшие вражду между воюющими племенами, трансформировались в религиозные жертвенные ритуалы. Научная теория возникала как отказ от непосредственной очевидности наблюдений, как замена природы на «другую Книгу», напр. как запрет видимого «нечистого» (петлеобразного) движения планет, которое должно быть переложено на «чистый» язык сферической геометрии и механики. Принцип номотетического, законосообразного мышления вообще, запрещающего всякое иное положение дел, имеет своим прототипом деятельность табуирования.

И.Т. Касавин

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»

И.Т. Касавин

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):