Энциклопедия мифологии - ангирасы
Ангирасы
Основной сюжет с участием А. поиски коров и их освобождение Индрой из пещеры демона Вала (ср. III 31 и др.). В некоторых версиях особая роль в этом эпизоде приписывается не Индре, а именно А.: они с пением нашли коров, проломили скалу и освободили их (IV 3,11; I 62, 1-4) или же Брихаспати, один из А., бог молитвы, своим рёвом сокрушил Валу и выпустил коров (IV 50,5). Тем не менее связь А. с Индрой несомненна: не случайно он называется «главнейшим из А.» (I 100,4; 130,3); иногда, впрочем, загон для коров открывает А. не Индра, а Сома (IX 86, 23). Сома же жертвуется А. (IX 62, 9). А. принимают участие и в исходных сюжетах о нахождении коров Пани; солнца и утренней зари (I 71, 2); правильного пути (III 31, 5); света, священной речи, богатства и т. п.
Из других мотивов существенны: нахождение А. спрятанного в дереве Агни (V 11, 6); связь первого жертвоприношения с А. (X 67, 2 и др.); Рудра покровитель А., участвовавших в войне богов с асурами из-за Тары, похищенной жены Брихаспати (Вишну-пур. IV и др.); Тваштар спутник А., Яма и А., Ушас и А. и др. Происхождение образа А. и их имени в точности неизвестно, хотя на основании уподобления А. языкам пламени, вестникам, посланным на небо, продолжает пользоваться популярностью сопоставление их имени с греч. άγγελος - «вестник» (ср. Ангелы).
в. н. Топоров.
(Источник: «Мифы народов мира».)
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 1057 | |
2 | 627 | |
3 | 536 | |
4 | 462 | |
5 | 438 | |
6 | 434 | |
7 | 400 | |
8 | 387 | |
9 | 375 | |
10 | 365 | |
11 | 365 | |
12 | 358 | |
13 | 356 | |
14 | 349 | |
15 | 349 | |
16 | 345 | |
17 | 335 | |
18 | 335 | |
19 | 328 | |
20 | 318 |