Энциклопедия мифологии - баба-яга
Баба-яга
баба-яга
(польск. jedza, чеш. jezinka, «лесная баба», ср. старосерб. jeza, «болезнь», «кошмар» и т. п.), в славянской мифологии лесная старуха-волшебница. Согласно сказкам восточных и западных славян, Б.-я. живёт в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова человеческая нога, вместо запоров руки, вместо замка рот с острыми зубами. В печи Б.-я. старается изжарить похищенных детей. Она антагонист героя сказки: прилетев в избу и застав в ней героя, вырезает у него из спины ремень и т. п. Кроме образов Б.-я. воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя. У Б.-я. одна нога костяная, она слепа (или у неё болят глаза), она старуха с огромными грудями. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить её образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мёртвых. Вместе с тем такие атрибуты Б.-я., как лопата, которой она забрасывает в печь детей, согласуются с обрядовой интерпретацией сказок о ней как о жрице в обряде посвящения подростков (см. Инициация и мифы). Персонажи, сходные с Б.-я., известны в германской, греческой и других мифологиях.Лит.: Потебня А. А., О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. [гл.] 2 Баба-яга, «Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских», М., 1865, кн. 3; Пропп В. Я., Исторические корни волшебной сказки Л., 1946; Топоров В Н., Хеттская aalŠU.GI и славянская баба-яга, «Краткие сообщения Института славяноведения АН СССР», 1963, в. 38.
В. В. Иванов. В. Н. Топоров.
(Источник: «Мифы народов мира».)
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 1055 | |
2 | 623 | |
3 | 534 | |
4 | 452 | |
5 | 435 | |
6 | 431 | |
7 | 398 | |
8 | 383 | |
9 | 372 | |
10 | 363 | |
11 | 363 | |
12 | 355 | |
13 | 354 | |
14 | 346 | |
15 | 345 | |
16 | 343 | |
17 | 335 | |
18 | 333 | |
19 | 324 | |
20 | 316 |