Энциклопедия мифологии - чи-ю
Чи-ю
В древних сочинениях рассказывается, что Ч.-ю был потомком государя Янь-ди. Победив Янь-ди и захватив южные земли, Ч.-ю начал войну с правителем Хуан-ди (по другим вариантам, Ч.-ю пошёл войной на Хуан-ди, мстя за Янь-ди).
В преданиях 3 в. до н. э. 3 в. н. э. говорилось, что у Ч.-ю были рога и он бодал ими Хуан-ди. Отсюда де пошла популярная в Северном Китае до 20 в. игра в Ч.-ю Её участники надевали маски с рогами и бодали друг друга. Культ Ч.-ю был, видимо, особо распространён на севере Китая, жертвоприношения в его честь здесь совершались ещё в 6 в. Его изображения делались на ритуальных сосудах, пряжках, где Ч.-ю изображался в виде маски чудовища Тао-те. В первых веках н. э. изображения Ч.-ю использовались по аналогии с Чжун Куем (персонификацией персиковой палицы) как охраняющие от злых духов. Ч.-ю приписываются связь со стихией железа и изобретение различных видов оружия (топоры, пики, секиры и т. п.). В средние века Ч.-ю обычно трактовался как мятежник, выступивший против гуманного правителя Хуан-ди. Его образ не раз использовался в литературе, например в драме 13-14 вв.
Лит.: Юань Кэ. Мифы Древнего Китая, [пер. с кит.], М., 1966, с. 117-32, 359-63;
Ло Би, Лу ши (Древнейшая история), в серии: Сы бу бэй яо, т. 2, цзюань 4, Шанхай, 1936, с. 10-12; Кумагаи Осаму, Чи-ю ко (Разыскание о Чи-ю), «Сигаку кэнкю», Хиросима. I960, № 77-79.
Б. Л. Рифтин.
(Источник: «Мифы народов мира».)
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 1055 | |
2 | 623 | |
3 | 534 | |
4 | 456 | |
5 | 435 | |
6 | 431 | |
7 | 398 | |
8 | 383 | |
9 | 372 | |
10 | 363 | |
11 | 363 | |
12 | 355 | |
13 | 354 | |
14 | 346 | |
15 | 345 | |
16 | 343 | |
17 | 335 | |
18 | 333 | |
19 | 325 | |
20 | 316 |