Энциклопедия мифологии - цогтай-хан
Цогтай-хан
цогтай-хан
Цоктай-батюшка [цогтай, «обладающий жаром» (угольным, очажным), в переносном смысле «жизненной силой»], в мифологии монгольских народов (ойра-тов) хранитель чудесных знаний, прежде всего искусства добывания огня (ср. Шидургу-хаган). По легенде кукунорских ойратов (элетов), Ц.-х., страдавший запором из-за того, что сел на шапку, подаренную далай-ламой, лечился чаем, в котором по его приказу варили отобранных у матерей трёхлетних детей. Батур-мусу («демону-богатырю»), посланному Геген-ханом («светлейшим государем») прекратить злодеяния, Ц.-х. в качестве выкупа за свою жизнь предложил открыть магические секреты: застёгивать землю, арканом спускать с неба солнце и луну, находить в пустыне воду, быстро преодолевать огромные расстояния. Он научил Батур-муса искусству добывания огня, нг всё же был им обезглавлен. С тех пор люди могут высекать огонь из камня. Прозвище Ц.-х. «с большим фаллосом», очевидно, указывает на символику производительности, свойственную духам огня (см. в ст. Отхан-Галахан). Возможно, не случайно сходство имени Ц.-х. с именем сына Чингисхана Чагатая (Цагатая), отличавшегося жестокостью, бывшего жрецом родового очага и после смерти обожествлённого в качестве духа огня (см. Сахядай-нойон). С другой стороны, ср. персонаж в бурятской мифологии, имя которого почти совпадает с именем Ц.-х.: Сокто-мерген, сын Солбона (Цолмона), ему, согласно мифу, причинила болезнь дочь моря (в титуле же Далай-лама «далай» тоже означает «море»).Лит.: Потанин Г. Н., Тангутско-тибетская окраина Китая и Центральная Монголия, т. 2, СПБ. 1893, с. 284.
С. Н.
(Источник: «Мифы народов мира».)
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 1055 | |
2 | 623 | |
3 | 534 | |
4 | 456 | |
5 | 435 | |
6 | 431 | |
7 | 398 | |
8 | 383 | |
9 | 372 | |
10 | 363 | |
11 | 363 | |
12 | 355 | |
13 | 354 | |
14 | 346 | |
15 | 345 | |
16 | 343 | |
17 | 335 | |
18 | 333 | |
19 | 325 | |
20 | 316 |