Энциклопедия мифологии - гуна
Гуна
гуна
(др.-инд. guna, «качество», «свойство»), в мифологических представлениях и религиозно-философских воззрениях древних индийцев обозначение трёх состояний, свойств, сил, присущих природной субстанции (пракрити) как источнику всех проявленных и непроявленных объектов. Это: сатва уравновешенное, гармоничное, благое начало, раджас подвижное, страстное, деятельное, и тамас косное, инертное, тёмное. Г. связаны с осознанием сущности вещи, добром, счастьем (сатва), с возбуждением, удовольствием, беспокойством (раджас) и с инерцией, апатией, ведущей к невежеству (тамас); их соответствующие результаты: удовлетворение, страдание, леность. Г. фигурируют уже в ведийской литературе, где выступают как в связи с мифологизированными натурфилософскими построениями (они соотносятся сообразно с водой, огнём и землёй, с белым, красным и чёрным цветами), так и в контексте определённых этико-религиозных предписаний (Майтри-уп. III 5 и др.). Последнее получает развитие в Бхагавад-гите (XIV), где воздействие Г. определяет добродетели, пороки и посмертные судьбы людей. Наиболее последовательную разработку учение о Г. получило в философской системе санкхья.Лит.: Sеnагt E., La théorie des gunas et la Chandogya upanisad, в кн.: Études Asiatiques, t. 2, P., 1926, p. 285-92; Ramakrishna Raо К. В., The gunas of prakrti according to the Simkhya philosophy, «Philosophy East and West», 1963, v. 13, № 1, p. 61-71.
в. т.
(Источник: «Мифы народов мира».)
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 1057 | |
2 | 628 | |
3 | 537 | |
4 | 469 | |
5 | 439 | |
6 | 434 | |
7 | 400 | |
8 | 387 | |
9 | 375 | |
10 | 366 | |
11 | 366 | |
12 | 359 | |
13 | 357 | |
14 | 350 | |
15 | 350 | |
16 | 346 | |
17 | 336 | |
18 | 335 | |
19 | 334 | |
20 | 318 |