Энциклопедия мифологии - гюль-ябани
Гюль-ябани
гюль-ябани
(«пустынный демон», от араб. гул, «чудовище-демон» и перс. ябан, «пустыня»), в мифологиях турок, азербайджанцев (также гуляйбаны, биабан-гули), киргизов (гульбиябан), таджиков (гул, гул ёвони) низший дух. Образ восходит к мусульманскому гул. У турок и азербайджанцев Г.-я. злой дух, живущий в степи или на кладбище и пугающий ночных путников. По поверьям азербайджанцев, имеет черты оборотня, по ночам любит ездить на лошади, запутывает ей гриву, если его поймать и воткнуть в ворот его одежды иголку, он, подобно албасты, станет работать на человека, но будет делать всё наоборот. В западных районах Азербайджана Г. нередко отождествляли с вредоносным духом воды ардов. У киргизов Восточного Памира и таджиков считалось, что он обитает в пустынных местах (у таджиков в горных лесах), человекоподобен, отличается крупными размерами и неприятным запахом, покрыт серой (чёрной) шерстью, имеет вывернутые назад ступни (вариант: когти на ногах и руках). Являясь людям, он разговаривает с ними человеческим голосом, нередко предлагает бороться, но одолеть его могут только физически сильные люди.Лит.: Гордлевский В. А., Избр. соч., т. 3, М., 1962, с. 301-02; Розенфельд А.З., О некоторых пережитках древних верований у припамирских народов (в связи с легендой о «снежном человеке»), «Советская этнография», 1959, № 4; Алекперов А. К., Исследования по археологии и этнографии Азербайджана, Баку, I960, с. 217-18.
В. Н. Басилов.
(Источник: «Мифы народов мира».)
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 1057 | |
2 | 627 | |
3 | 536 | |
4 | 462 | |
5 | 438 | |
6 | 434 | |
7 | 400 | |
8 | 387 | |
9 | 375 | |
10 | 365 | |
11 | 365 | |
12 | 358 | |
13 | 356 | |
14 | 349 | |
15 | 349 | |
16 | 345 | |
17 | 335 | |
18 | 335 | |
19 | 328 | |
20 | 318 |