Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия мифологии - род

 

Род

род
(др.-рус. родъ, Родъ из обще-слав. гооъ, индоевроп. *Hordhu-, родственно хетт. hardu, «потомок», иероглифическ. лувийск. hartu, «потомок»), в славянской мифологии воплощение рода, единства потомков одного предка. Для раннего периода (реконструируемого, в частности, на основании совпадения терминологии восточнославянских и хетто-лувийских мифологических и обрядовых текстов) можно предполагать, что в культе Р. отразился индоевропейский культ Hordhu рода, собрания потомков. Сопоставление летописных данных со свидетельствами о культе Р. и рожаниц в «поучениях» против язычества показывает, что в 11-12 вв. у восточных славян ещё сохранялось мифологическое осмысление единства княжеского рода как субъекта и объекта права русских князей, территориальной единицы и родовой земли, не подлежащей членению. В древнерусских списках языческих божеств Р. и связывающиеся с ним женские мифологические существа рожаницы обычно следуют непосредственно за главными богами. Им совершали особые жертвоприношения едой (в том числе кашей, специально для этого варившейся, хлебами, сырами) и питьём (мёдом). В приготовлении кушаний особую роль в этот период (но возможно, и раньше: ср. характерные упоминания лувийск. harduи производных от него слов в текстах обрядов, совершавшихся жрицами) играли женщины. Возможно, что культ Р. длительное время сохранялся и в мужской среде (в том числе в княжеской), тогда как роженицы стали относиться к многочисленным существам, упоминающимся обычно в форме множественного (собирательного) числа женского рода (ср. берегши , лихорадки и т. п.) и связанным с женской средой (в «поучениях» «бабы богомерзкие», среди которых сохранялись некоторые языческие культы). Для этого позднего периода «двоеверия» можно предполагать и непосредственную связь культа рожаниц с идеей продолжения рода и судьбой новорождённого, которому роженицы (хорв. роженицы, словен. rojenice) определяют долю (ср. также образы Суда и судениц).

Лит.: Веселовский А. Н., Разыскания в области русского духовного стиха, раздел 18 Судьба-доля в народных представлениях славян. «Сборник отделения русского языка и словесности АН», 1889, т. 4в, № 6; Трубачев О. Н., К этимологии некоторых древнейших славянских терминов родства, «Вопросы языкознания», 1957, N 2; Комарович В. Л., Культ рода и земли в княжеской среде ХI XIII вв., в кн.: Труды Отдела Древнерусской литературы, т. 16, М.-Л., I960.

В. В. Иванов. В. Н. Топоров.

(Источник: «Мифы народов мира».)

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины