Энциклопедия мифологии - вахагн
Вахагн
вахагн
Ваагн, в армянской мифологии бог грозы и молнии. Согласно мифу, его рождали в муках небо и земля, а также пурпуровое море; к рождению был причастен и красный тростник (которым разрешилось море), извергавший дым и пламя; из пламени появился В. юноша с огненными волосами, с пламенной бородой и глазами, подобными двум солнцам. Родившись, В. вступает в борьбу с вишапами (отсюда его эпитет «Вишапаках» «вишапоборец») и побеждает их. Миф о В. сложился, вероятно, в сер. 1-го тыс. до н. э. на основе индоиранских мифов о грозовых божествах, борющихся и побеждающих змееобразных демонов. В истоке этимологии имени В. эпитет Индры «Вритрахан» («убийца Вритры » ). Борьба В. с вишапами «грозовая борьба» бога против злой персонификации бури, смерча или грозовых облаков (вишапа-демона).В эллинистическую эпоху В. отождествлялся с Гераклом. Согласно варианту мифа, В., предок армян, суровой зимой украл у родоначальника ассирийцев Баршама солому и скрылся в небе. Когда он шёл со своей добычей по небу, он ронял на своём пути мелкие соломинки; из них образовался Млечный путь (по-армянски называемый «дорога соломокрада»). По иной версии, В. не бог, а сын царя Тиграна-вишапоборца, убившего Аждахака.
В честь В. были построены храмы в Аштишате, в Ахевакане, Малом Ахбаке (ныне в Турции).
Образу В. посвящены картины современных художников А. Коджояна, О. Минасяна, стихи И. Иоаннисяна и Е. Чаренца.
с. Б. Арутюнян.
(Источник: «Мифы народов мира».)
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 1057 | |
2 | 628 | |
3 | 536 | |
4 | 465 | |
5 | 439 | |
6 | 434 | |
7 | 400 | |
8 | 387 | |
9 | 375 | |
10 | 366 | |
11 | 366 | |
12 | 359 | |
13 | 357 | |
14 | 350 | |
15 | 349 | |
16 | 346 | |
17 | 336 | |
18 | 335 | |
19 | 328 | |
20 | 318 |