Поиск в словарях
Искать во всех

История философии - альберт великий

Альберт великий

альберт великий
(Albertus Magnus) (1193/1207-1280) немецкий философ, доминиканский теолог, естествоиспытатель, граф Альберт фон Больштедт, удостоенный звания 'Doctor Universalis' ('всеобъемлющий доктор'). В доминиканский орден вступил около 1223. Преподавал в Парижском университете с 1245. В 1931 канонизирован католической церковью.

Преподавал в доминиканском университете в Кельне, был учителем в т.ч. и Фомы Аквинского. Первый крупный христианский продолжатель традиции аристотелизма в эпоху средневековья. Написал комментарии и 'Парафразы' к Аристотелю, а также философское сочинение 'Сумма теологии'. Стремясь согласовать богословие и науку, полагал первую сверхъестественным опытом, а вторую опытом естественным, низшей ступенью первого, конституирующихся в целом в единое универсальное знание.

Утверждая сотворенность времени и материи, сумел совместить схоластику и физику Аристотеля. По А., первыми в процессе творения были так называемых четыре 'со-вечных' сущности: материя, время, природа ангелов и небо эмпирея. Допускал существование составных нематериальных сущностей (ангелы и деятельные разумы бессмертные части любой человеческой души). Различал 'простое', сущность которого совпадает с источником его бытия, и 'составное', бытие которого не тождественно его сущности. Главным методом научного исследования считал наблюдение. Космос, по А., наполненная различными силами совокупность форм.

Разум неотделим от чувств, познание есть единый процесс взаимодействия чувственного восприятия и мышления. Высшее доступное человеку состояние растворение в созерцании Бога. Соединение с Богом осуществимо через отрешение от мира путем очищения нашего видения Его от чувственных образов, логических категорий и собственно идеи бытия, удерживающей Его среди тварных вещей.

Противопоставление души и тела неправомерно. Мораль человека продукт не его рассудка, а совести, относящейся к практическому разуму. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (Albertus Magnus) (1193/1207-1280) немецкий философ, доминиканский теолог, естествоиспытатель, граф Альберт фон Больштедт, удостоенный звания "Doctor Universalis" ("всеобъемлющий доктор"). В доминиканский орден вступил около 1223. Преподает в Парижском университете с 1245. В 1931 канонизирован католической церковью. Преподавал в доминиканском университете в Кельне, был учителем в т.ч. и Фомы Аквин-ского. Первый крупный христианский продолжатель традиции аристотелизма в эпоху средневековья. Написал комментарии и "Парафразы" к Аристотелю, а также философское сочинение "Сумма теологии". Стремясь согласовать богословие и науку, полагал первую сверхъестественным опытом, а вторую опытом естественным, низшей ступенью первого, конституирующихся в целом в единое универсальное знание. Утверждая сотворенность времени и материи, сумел совместить схоластику и физику Аристотеля. По А., первыми в процессе творения были т. наз. четыре "со-вечных" сущности: материя, время, природа ангелов и небо эмпирея. Допускал существование составных нематериальных сущностей (ангелы и деятельные разумы бессмертные части любой человеческой души). Различал...
Новейший философский словарь
2.
  АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ или Альберт фон Больштедт (Albertus Magnus, Albert der GroBe, Albert von Bollstadt) (1193 или 1206/1207—1280) — нем. теолог, философ, естествоиспытатель; «универсальный доктор» (doctor universalis). Преподавал в Париже (1245—1248) и Кёльне (1248—1252); учитель Фомы Аквинского. Доминиканец, провинциал Ордена доминиканцев в Германии (1254-1257), епископ Регенсбурга (1260-1262). Канонизирован римско-католической церковью в 1931. Основные труды: «Сумма о тварях», «Об интеллекте и интеллигибельном», «О душе», «О единстве разума против Аверроэса», «Метафизика», «Сумма теологии» и др.С именем А.В. связано заимствование схоластической мыслью идей и методов Аристотеля (практически все работы которого он изложил и прокомментировал в духе христианской теологии). Проводя четкое разделение областей теологии и философии, А.В. признает самодостаточность каждой в сфере своего приложения. Философы опираются в науке на низшую, рациональную способность ума; теологи же извлекают мудрость из его сокровенной части (abditum mentis), озаряемой светом Божества (lumen infusum).Важнейшее место в онтологической структуре реальности занимает у А.В. бытие, являющееся первым сотворенным...
Философская Энциклопедия
3.
  (лат. Albertus Magnus) (род. ок. 1193, Лауинген-на-Донау, Швабия – ум. 15 нояб. 1280, Кёльн) – нем. философ и теолог, граф Альберт фон Болыптедт, носил почетное звание «doctor universalis»; обладал обширнейшими знаниями; стал известен благодаря критическому образу мысли, но не создал своей собственной системы. Образование получил в Италии. После длительных служебных поездок по делам церкви с 1248, не считая коротких перерывов, был учителем (в т. ч. и Фомы Аквинского), читал общие дисциплины в только что основанном доминиканском ун-те в Кёльне. Его популярность нашла отражение в самых различных легендах. С точки зрения содержания философии Альберт Великий брал себе за образец философию Аристотеля и был первым крупным христ. аристотеликом в средние века. Поклонник универсальной энциклопедии иранца Авиценны. Альбертом Великим написаны комментарии и «Парафразы» к Аристотелю. Способствовал развитию науки, резко отграничив ее от теологии, считая методом научного исследования наблюдение, т.е. любовное проникновение в живое целое мироздания; результатом его наблюдений была двухтомная работа по зоологии, многие его труды по естествознанию утеряны....
Философский словарь

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины