История философии - анаксимандр
Анаксимандр
АНАКСИМАНДР (610-540 до н.э.) ионийский (из Милета) натурфилософ, ученик и последователь Фалеса. А. приписывают первое письменное прозаическое произведение ('О природе'). Считается также, что А. совершил несколько колониальных экспедиций, написав после этого ряд географических сочинений, и первым изобразил границы тогдашнего мира на карте.
А. сделал ряд инженерных изобретений, среди которых солнечные часы ('гномон') и др.; много занимался астрономией, пытался сравнить величину Земли с другими известными тогда планетами. А. был первым среди философов, провозгласившим в качестве первоначала апейрон как нечто материальное, качественно неопределенное и бесконечное, что явилось значительным шагом вперед по сравнению с другими мыслителями, говорившими о каком-то одном и обязательно конкретном, качественном первоначале.Из апейрона путем выделения, по А., возникает все, что было, есть и будет в этом мире. Сам апейрон, как то, из чего все возникает и во что все превращается, есть нечто постоянно пребывающее и неуничтожимое, беспредельное и бесконечное во времени. (До Аристотеля слово 'апейрон' у всех античных мыслителей, включая и А., выступало как прилагательное, т.
е. атрибут некоего существительного.) А. можно считать одним из прародителей античной диалектики, т.к. именно с него начинается ее предыстория. Так, рассуждая о различных видах существования первоначала, он выдвинул идею о равноправии материальных состояний. Влажное, согласно А,, может высохнуть, сухое увлажниться и т.д., т.е. речь шла о взаимосвязи и возможности взаимопереходов между различными состояниями материального, более того, противоположные состояния, по А., имеют под собой какую-то общую основу, будучи сосредоточены в этом едином апейроне из которого они все и вычленяются. Эти идеи А. проложили путь к одной из важнейших диалектических идей, выдвинутых последующей философской мыслью, идее единства и борьбы противоположностей.
А. приписывают одну из первых в интеллектуальной традиции Запада формулировок закона сохранения материи ('из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению'). Порождение оформленного Космоса у А. осуществляется через этап вычленения из 'всеобъемлющего мирового зародыша', этап 'разделения' влажного холодного ядра и огненной коры и этап взаимодействия и борьбы последних.
А. ввел термин 'закон', апплицировав понятие общественной практики на природу. Полагал, что порождение всего живого обусловлено испаряемой солнцем влагой и поэтому происхождение людей можно объяснить изменением 'животных другого вида', напоминающих рыб. .См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 437 | |
2 | 417 | |
3 | 411 | |
4 | 406 | |
5 | 382 | |
6 | 368 | |
7 | 366 | |
8 | 358 | |
9 | 355 | |
10 | 348 | |
11 | 347 | |
12 | 345 | |
13 | 343 | |
14 | 334 | |
15 | 327 | |
16 | 322 | |
17 | 317 | |
18 | 316 | |
19 | 312 | |
20 | 307 |