История философии - аполлоновское
Аполлоновское
аполлоновское
философско-эстетические понятия, использованные Шеллингом для описания формы и порядка как олицетворения сущности бога Аполлона в отличие от разрушающих все формы творческих порывов бога Диониса. Согласно Шеллингу, 'в человеке... мы находим слепую по своей природе неограниченную производительную силу, которой в том же самом субъекте противостоит осмысленная, себя ограничивающая и формирующая, таким образом, собственно управляющая сила... Быть в одно и то же время опьяненным и трезвым в этом заключается тайна истинной поэзии. Этим и отличается аполлоновское воодушевление от просто дионисийского'. Понятия А. и Д. использовали многие мыслители, в том числе Гегель и Ницше. В своей ранней работе 'Рождение трагедии из духа музыки' (1872) Ницше на материалах аттических трагедий и музыкальной драмы Р.Вагнера как отдельно взятых моментов А. (рационального, светлого) и Д. (оргиастически-иррационального, темного, экстатически-страстного) начал сформулировал идею двух сопряженных типов культуры и, соответственно, двух начал бытия. Усматривая культурный идеал в равновесии этих начал, Ницше, тем не менее, склонялся к Д. ипостаси культуры.
.Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
Новейший философский словарь
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 445 | |
2 | 419 | |
3 | 414 | |
4 | 414 | |
5 | 385 | |
6 | 373 | |
7 | 371 | |
8 | 365 | |
9 | 359 | |
10 | 353 | |
11 | 352 | |
12 | 347 | |
13 | 346 | |
14 | 335 | |
15 | 332 | |
16 | 323 | |
17 | 322 | |
18 | 322 | |
19 | 315 | |
20 | 308 |