Новейший философский словарь - боэций
Боэций
БОЭЦИЙ (Boethius) Аниций Манлий Торкват Северин (480-524, казнен) римский философ, ученый-энциклопедист, один из основоположников средневековой схоластики. Государственный деятель. По обвинению в государственной измене был заключен в тюрьму, где в ожидании казни написал художественно-философское сочинение "Утешение философией". Б. созданы учебные руководства по арифметике, геометрии и музыке, в частности, были переведены "Начала" Евклида и "Арифметика" Никомаха.
Б. перевел и прокомментировал логические сочинения Аристотеля, а также "Введение" Порфирия к аристотелевским "Категориям", что сыграло основополагающую роль в процессе введения аристотелизма в концептуальный оборот в рамках схоластики, радикально повлияв тем самым на содержательные приоритеты и оформление векторов развития последней.
Так, именно после перевода Б. Порфирия схоластической проблематикой ассимилируется проблема универсалий. (см. УНИВЕРСАЛИИ). Посвятил ряд работ теологической тематике. Основные сочинения: "Наставление в арифметике", "Наставление к музыке", "Комментарий к Порфирию", "О категорическом силлогизме", "О гипотетических силлогизмах", "О логическом делении", "Каким образом Троица есть единый Бог, а не три божества", "Могут ли "Отец", "Сын" и "Святой Дух" сказываться о божестве субстанционально", "Каким образом субстанции могут быть благими, в силу того, что они существуют, не будучи благами субстанциональными", "Против Ев-тихия и Нестория".Философские воззрения Б. в целом характеризуются эклектичностью, сочетанием учений Платона, Аристотеля, неоплатонизма и стоицизма. Проблема универсалий решалась Б. следующим образом: роды и виды существуют только в единичном, а мыслятся только как общее. Из десяти аристотелевских категорий Б. обозначил категорию сущности как субстанцию, все же остальные как акциденции, что привело к образованию в схоластической традиции устойчивой метафизической пары "субстанция акциденция".
Известная в схоластике метафизическая пара "форма материя" также выделена Б. из четырех причин Аристотеля. В соответствии с последней парой он упростил аристотелевское понятие божественной субстанции, которое им было определено как чистая форма. По утверждению Б., Бог не имеет привходящих свойств, все его свойства атрибутивны, в них бытие совпадает с тем, что обладает этим бытием. Например, "величие" это не отдельное божественное свойство, а весь Бог, то есть атрибут.Б. пытался оправдать христианские догматы разумом. Так, понятие Троицы он представил конъюнкцией трех терминов, тождественных по субстанциальному признаку "божественности". При этом "Отец", "Сын" и "Святой Дух" не являются субстанциальными признаками, так как ни Отец, ни Сын, ни Святой Дух не выражают сами по себе всей божественной природы.
.См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 372 | |
2 | 355 | |
3 | 350 | |
4 | 347 | |
5 | 346 | |
6 | 336 | |
7 | 330 | |
8 | 329 | |
9 | 328 | |
10 | 323 | |
11 | 322 | |
12 | 322 | |
13 | 322 | |
14 | 310 | |
15 | 309 | |
16 | 306 | |
17 | 305 | |
18 | 303 | |
19 | 302 | |
20 | 300 |