Поиск в словарях
Искать во всех

Новейший философский словарь - экзистенция

Экзистенция

экзистенция
см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (существование, лат. exsistentia, от глагола ex-sisto, ex-sistere выступать, выходить, обнаруживать себя, существовать, возникать, показываться, становиться, делаться) философская категория, используемая для обозначения конкретного бытия. Ее содержание и способ употребления претерпели радикальные трансформации в истории философии. В средние века категорией 'Э.' обозначали способ бытия вещи как сотворенного, производного, в конечном счете, от божественного бытия, как существования несамодостаточного, незавершенного, не совпадающего со своей сущностью. В современной философии категорией 'Э.' фиксируют и обозначают человеческое существование в его фундаментальной, глубинной онтологической специфичности, противопоставляя, во-первых, способ человеческого бытия в мире бытию вещи; во-вторых, способ философского постижения и понимания специфически человеческого самоосуществления в мире и специфически человеческих феноменов способу научного и объективирующего познания 'человеческого', основанному на аналитическом редукционизме. Если в средние века префиксом ех(из) в термине 'Э.' подчеркивалась производность бытия вещи, его...
История философии
2.
  ЭКЗИСТЕНЦИЯ ЭКЗИСТЕНЦИЯ (позднелат. ex(s)istentia, от лат. ex(s)isto — существую) — филос. понятие, обозначающее конкретное бытие, существование в его простой фактичности; в рус. яз. переводится как «существование». Экзистенциальный — относящийся к существованию, ссылающийся на него. Термин «Э.» вводится в философию в Средние века и обозначает специфический способ бытия вещи, производный от к.-л. др. бытия. Начиная с С. Кьеркегора и особенно с экзистенциализма термин употребляется для описания специфически человеческого существования в его безосновности и беспредпосылочности. У М. Хайдеггера Э. — это «бытие-впереди-самого-себя», проецирование себя в будущее, «бытие того сущего, которое открыто для откровенности бытия, в которой оно находится благодаря тому, что переносит ее»; этим сущим является человек, «переносить ч.-н.» означает «заботиться о чем-нибудь». У Г. Марселя Э. — личностный, сугубо человеческий способ существования. У К. Ясперса Э. обнаруживает себя в «пограничных ситуациях» выбора и принятия решения. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ...
Философская Энциклопедия
3.
  (позднелат. ex(s)istentia, от лат. ex(s)isto существую) филос. понятие, обозначающее конкретное бытие, существование в его простой фактичности; в рус. яз. переводится как "существование". Экзистенциальный относящийся к существованию, ссылающийся на него. Термин "Э." вводится в философию в Средние века и обозначает специфический способ бытия вещи, производный от к.-л. др. бытия. Начиная с С. Кьеркегора и особенно с экзистенциализма термин употребляется для описания специфически человеческого существования в его безосновности и беспредпосылочности. У М. Хайдеггера Э. это "бытие-впередисамого-себя", проецирование себя в будущее, "бытие того сущего, которое открыто для откровенности бытия, в которой оно находится благодаря тому, что переносит ее"; этим сущим является человек, "переносить ч.-н." означает "заботиться о чемнибудь". У Г. Марселя Э. личностный, сугубо человеческий способ существования. У К. Ясперса Э. обнаруживает себя в "пограничных ситуациях" выбора и принятия решения. ...
Философский словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины