Поиск в словарях
Искать во всех

Новейший философский словарь - смотрицкий

Смотрицкий

смотрицкий
СМОТРИЦКИЙ Мелетий (светское имя Максим Герасимович) (1575-1633) религиозный деятель Беларуси и Украины, ревностный защитник православия. В конце жизни перешел в униатство. Родился в местечке Смотрич. Образование получил под руководством отца (известного антикатолического полемиста) и Кирилла Лукариса (будущего Константинопольского патриарха).

Окончил философский факультет Виленской иезуитской академии. Преподавал в православных братских школах Вильни, Минска, Киева, был домашним учителем в семье князя Константина Астрожско-го, с сыном которого был в Силезии, Словакии, Германии. Слушал лекции в университетах Лейпцига, Нюрнберга, Ви-тенберга. Получил степень доктора медицины.

Автор ряда полемических сочинений. В 1608 написал "Ответ на язвительный трактат", направленный против сочинений И. Па-тея, в 1610 "Фринос или Плач восточной церкви", всесторонне критикующий католический костел: от его догматов до морального облика его священников и вызвавший репрессии против православных братств (С. спас от тюремного заключения псевдоним).

В 1617 принял монашество, стал настоятелем Свято-Духова монастыря. Создатель одной из лучших славянских "Грамматик...", сохранявшей свое значение на протяжении полутора веков. В начале 20-х годов наступает новый этап деятельности и творчества С. Он пытается восстановить православную епархию в Полоцке, издает работы: "Оправдание невинности" (1621), "Защита оправдания" (1621), "Обоснование невинности" (1622) и др.

В 1623 обвинен в соучастии в убийстве Архиепископа Полоцкого униата И. Кунцевича, уехал из Вильни в Киев, оттуда в Палестину, Египет и Грецию. Вернулся в 1626 году. В 1627 принял унию, последние годы провел в монастыре. В 1628-1629 годах издал сочинения: "Апология..." , "Парене-зис...", "Экзетезис..." (направлен против Мужиловского). С. не создал самостоятельной и цельной философской системы.

Основное внимание уделял религиозным, социально-политическим и морально-этическим вопросам. Образцом нравственного совершенства для него был монашеский аскетизм. Главные благодетели покорность долготерпения и блаженство надежды, преодоление греховности жизни. Однако, поступок по необходимости, по С, не подлежит обсуждению. В философских построениях ориентировался на канонизированный аристотелизм. Признавал возможность участия разума в делах веры, ставил под сомнение ряд христианских догматов (троичность Бога, некоторые таинства, божий суд). В последние годы жизни увлекся философией Фомы Аквинского. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  СМОТРИЦКИЙ СМОТРИЦКИЙ Мелетий (Максим Герасимович) (1578–1633) – ученый-филолог и обществ. деятель Юго-Зап. Руси. Был полоцким архиепископом. В 1610 напечатал богословский трактат "Фринос, или Плач восточной церкви" (см. вкн.: "Из истории филос. и обществ.-политич. мысли Белоруссии", Минск, 1962, с. 155–73), представляющий собой суровое обличение католичества и Брестской унии православной и католич. церквей (1596), направленной на подчинение польской церкви римскому папе. В 1627, став ренегатом, выступил в защиту унии. В 1619 вышла его грамматика церк.-слав. яз. ("Грамматики словенския правильное синтагма"), в к-рой были заложены основы совр. грамматич. терминологии для слав. языков. Филос. взгляды С. представляют собой эклектич. соединение христ. вероучения с канонизированным учением Аристотеля.Лит.: Осинский А. С., М. Смотрицкiй архiепископ Полоцкiй, К., 1912. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ...
Философская Энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины