Поиск в словарях
Искать во всех

Новейший философский словарь - социнианство

Социнианство

социнианство
СОЦИНИАНСТВО религиозно-философское течение ан-титринитаристского (арианского) толка конца 16-17 вв., связанное с именем Социна. Развитие получило в Польше и Великом княжестве Литовском, где одержало победу над оппонентами в 1588 на синоде в Бресте. Общий центр С. г. Раков в Сандомирском воеводстве (Польша), центр белорусского С.

г. Новогрудок. Для этого течения характерно усиление рационалистических моментов антитринитаризма, преодоление религиозно-теологической замкнутости в сторону философской системы. С. требовали веротерпимости, отделения церкви от государства, выступали за развитие образования. Идейную основу для С. заложили труды С. Будного.

Кроме Социна, крупными представителями С. в Польше и Великом княжестве Литовском были Лициний Намыслов-ский, Вишоватый, Я. Доманевский, Я. Крель и др. После запрещения в Польше и ВКЛ социниане перебрались в Голландию, Германию и др. страны. Поздние социниане поставили под сомнение необходимость откровения, усилили деизм концепции. С. много сделало для автономизации этики и ее секуляризации. С. рассматривают как связующее звено между философией эпохи Возрождения и философией Просвещения. С сочинениями С. были знакомы Локк, Ньютон, Лейбниц, Спиноза, Бейль. Под непосредственным влиянием С. написано сочинение Толанда "Христианство без тайн" (1696), его влияние заметно и в других его сочинениях. В свою очередь позднее С. находилось под воздействием идей Гас-сенди, Спинозы, Декарта. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  СОЦИНИАНСТВО СОЦИНИА́НСТВО рационалистическое, антитринитарное направление в протестантизме (см. Антитринитарии), распространенное преим. в Польше в 16 – 1-й пол. 17 вв. Основателями С. были итальянцы Лелий Социн (Sozzini, Socinus, 1525–62) и его племянник Фауст Социн (1539–1604), бежавший от преследований инквизиции в Польшу (1579).В своем учении Ф. Социн пытался объединить эсхатологич. и хилиастич. представления о тысячелетнем царстве справедливости, еретич. идеи выходцев из России Башкина и Феодосия Косого, отрицавших церк. иерархию и мирскую власть, арианство и др. Признав Священное писание единств. источником вероучения и считая разум верховным судьей в делах веры, С. отмежевывалось в то же время от анабаптистов, кальвинизма и лютеранства, отрицало Троицу, бессмертие души и считало Христа простым человеком, одаренным, однако, божеств. свойствами; только благодаря этой чисто человеч. природе Христа воскресение его и может служить гарантией воскресения всех людей. С. отрицало наклонность человека только ко злу и в связи с этим необходимость сверхъестеств. искупления, отвергало также и предопределение Кальвина. Допуская (но не считая...
Философская Энциклопедия
2.
  религиозно-философское течение ан-титринитаристского (арианского) толка конца 16-17 вв., связанное с именем Социна. Развитие получило в Польше и Великом княжестве Литовском, где одержало победу над оппонентами в 1588 на синоде в Бресте. Общий центр С. г. Раков в Сандомирском воеводстве (Польша), центр белорусского С. г. Новогрудок. Для этого течения характерно усиление рационалистических моментов антитринитаризма, преодоление религиозно-теологической замкнутости в сторону философской системы. С. требовали веротерпимости, отделения церкви от государства, выступали за развитие образования. Идейную основу для С. заложили труды С. Будного. Кроме Социна, крупными представителями С. в Польше и Великом княжестве Литовском были Лициний Намыслов-ский, Вишоватый, Я. Доманевский, Я. Крель и др. После запрещения в Польше и ВКЛ социниане перебрались в Голландию, Германию и др. страны. Поздние социниане поставили под сомнение необходимость откровения, усилили деизм концепции. С. много сделало для автономизации этики и ее секуляризации. С. рассматривают как связующее звено между философией эпохи Возрождения и философией Просвещения. С...
Философский словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины