Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - барт (вarthes) ролан

Барт (вarthes) ролан

барт (вarthes) ролан
(1915-1980) фр. эстетик, критик, философ. Эволюция его творчества распадается на три периода. В первый (1950-е гг.) Б. испытывает сильное влияние марксизма и Ж.П. Сартра. Во второй (1960-е гг.) взгляды Б. находятся в рамках структурализма и семиотики. В третий (1970-е гг.) он переходит на позиции постструктурализма и постмодернизма. В течение всего творческого пути Б. разрабатывает концепцию "письма", оказавшую большое влияние на фр. и всю зап. мысль. В круг его интересов входят также проблемы семиотики, культуры и искусства.

В 1950-е гг. выходит первая важная работа Б. "Нулевая степень письма" (1953), в которой "письмо" определяется как "третье измерение формы". Б. располагает его между языком и стилем, выводит последние за пределы собственно литературы, называя язык "долитературным", а стиль "сверхлитературным" явлением и полагая, что именно письмо делает литературу искусством. Оно означает технику, манеру, тон, ритм, а также моральное и ценностное измерение литературы. Письмо выступает способом связи литературы с обществом и историей, представляет собой литературный язык, включенный в конкретный социально-исторический контекст. В этот период Б. уделяет большое внимание критике зап. культуры вообще и массовой в особенности, посвящая этому кн. "Мифологии" (1957). Особо стоит выделить его анализ творчества Б. Брехта, которого он называет "единственным великим именем в пустыне современного театра".

В 1960-е гг. Б. увидел в структурно-семиотической методологии возможность решения всех проблем культуры, искусства и эстетики. Лингвистика и семиология, пишет он, "смогут, наконец, вывести нас из тупика, куда нас постоянно заводят социологизм и историзм". Теперь Б. смотрит на мир через призму языка, который охватывает и пронизывает все предметы и явления и вне которого нет ничего: "язык повсюду", "все есть язык". Б. определяет культуру как "поле дисперсии языков". Для него изменить язык значит изменить мир. Радикальное преобразование общества он надеется осуществить с помощью "революции в собственности на символические системы".

Свои новые взгляды Б. развивает в работах "О Расине" (1963), "Критические очерки" (1964), "Критика и истина" (1966), "Основы семиологии" (1965), "Введение в структурный анализ рассказов" (1966), "Система моды" (1967) и др. Как и др. явления, искусство рассматривается с т.зр. знака и языка, как формальная система, в которой главным выступает не содержание и смысл, но форма и порождающая смысл структура, "кухня смысла". Существенно меняется понимание письма. Оно превращается в "реле", которое не включает, а отключает литературу от общества и истории. Письмо становится средством преодоления естественного языка, техникой "выпаривания" смысла слов и создания "косвенного языка", вторичных значений, коннотаций, которые являются имманентными, эндогенными образованиями.

В 1970-е гг. во взглядах Б. произошли новые изменения, которые затронули прежде всего "письмо". Теперь оно становится особой практической деятельностью, для обозначения которой Б. употребляет термины "письмо-текст", "чтение-письмо" и "текстуальный анализ", поскольку результатом письма выступает текст, принципиально отличающийся от традиционного произведения. "Произведение" представляется Б. устаревшим, ньютоновским понятием, тогда как "текст" современным, эйнштейновским. Первое предстает как нечто готовое и законченное, обычно отождествляемое с книгой. Оно находится в рамках литературной традиции и культуры, подчинено общему мнению (доксе). "Текст всегда является парадоксальным". Он нарушает все традиции, не укладывается ни в какие жанровые рамки и представляет собой "не эстетический продукт, а означающую практику; не структуру, а структурирование; не предмет, а труд и игру". К "текстам" относятся фактически все бартовские работы 1970-х гг.: "S/Z" (1970), "Империя знаков" (1970), "Удовольствие от текста" (1973).

Нулевая степень письма // Семиотика. М., 1983; Избр. работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994; S/Z. M., 1994; Мифологии. М., 1996; Camera lucida. Комментарии к фотографии. М., 1997; Фрагменты речи влюбленного. М., 1999; Le grain de la voix. Paris, 1981; Le brutssement de la langue. Paris, 1984; L'aventure semiologique. Paris, 1985.

Чиковани Б.С. Современная французская литературная критика и структурализм Ролана Барта. Тбилиси, 1981; Силичев Д.А. Проблемы "письма" и литературы в концепции Р. Барта // Вопросы литературы. 1988. №11; Косиков Г.К. От структурализма к постструктурализму. М., 1998; Heath S. Vertige du deplacement. Paris, 1974; Sontag S. L'ecriture meme: a propos de Barthes. Paris, 1982; Calvet L.-J. Roland Barthes. Paris, 1990.

Д.А. Силичев

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины