Философский словарь - цзы жань (
Цзы жань (
цзы жань (
кит., "природа" как физический организм, "естество" как состояние, "спонтанность" как способ существования природного и человеческого бытия) категория даоской философии (см.: Даосизм), означающая конечный пункт возвращения и обращения наличной цивилизации Поднебесной в естество и начальноконечный пункт спонтанного и вечно длящегося акта существования человека в единстве с природой. Соответственно этому в порядке нормативного следования Ц.ж. стоит выше метафизического уровня дао: "Человек следует Земле, Земля Небу, Небо Дао, а Дао следует Цзы жань". Ц.ж. самостоятельная сущность, она обнимает своим постоянством дао и дэ и выводит их из-под судьбоносного влияния Неба: "Дао почитаемо, дэ ценимо, нет над ними судьбы, они в постоянной естественности". С Ц.ж. коррелирует принцип даоского недеяния (у вэй), который является методом сближения людей с природным естеством: "Совершенномудрый человек... возвращается к тому, что пройдено многими людьми, опирается на естественность вещей и не смеет деять".Категория Ц.ж. проходит сквозь всю даоскую философию и в различных функциях фигурирует в конфуцианстве и неоконфуцианстве.
см. литературу к ст. Даосизм. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
ЦЗЫ ЖАНЬ ЦЗЫ ЖАНЬ (кит., «природа» как физический организм, «естество» как состояние, «спонтанность» как способ существования природного и человеческого бытия) — категория даоской философии (см. ДАОСИЗМ ), означающая конечный пункт возвращения и обращения наличной цивилизации Поднебесной в естество и начально-конечный пункт спонтанного и вечно длящегося акта существования человека в единстве с природой. Соответственно этому в порядке нормативного следования Ц.ж. стоит выше метафизического уровня дао: «Человек следует Земле, Земля — Небу, Небо — Дао, а Дао следует Цзы жань». Ц.ж. — самостоятельная сущность, она обнимает своим постоянством дао и дэ и выводит их из-под судьбоносного влияния Неба: «Дао почитаемо, дэ ценимо, нет над ними судьбы, они в постоянной естественности». С Ц.ж. коррелирует принцип даоского недеяния (у вэй), который является методом сближения людей с природным естеством: «Совершенномудрый человек... возвращается к тому, что пройдено многими людьми, опирается на естественность вещей и не смеет деять».Категория Ц.ж. проходит сквозь всю даоскую философию и в различных функциях фигурирует в...Философская Энциклопедия
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 848 | |
2 | 754 | |
3 | 734 | |
4 | 653 | |
5 | 581 | |
6 | 533 | |
7 | 525 | |
8 | 506 | |
9 | 502 | |
10 | 492 | |
11 | 473 | |
12 | 460 | |
13 | 447 | |
14 | 443 | |
15 | 441 | |
16 | 437 | |
17 | 421 | |
18 | 418 | |
19 | 417 | |
20 | 415 |