Философский словарь - илларион киевский
Илларион киевский
илларион киевский
(кон. 9 сер. 11 в.) др.-рус. мыслитель, проповедник, первый киевский рус. митрополит (с 1051). Сведения о его жизни скудны; в летописи сообщается, что он был "муж благ, книжен и постник". Расцвет творчества приходится на время княжения Ярослава Мудрого (1019-1054). Перу И.К. принадлежат "Слово о Законе и Благодати", "Молитва", "Исповедание веры", а также ряд сочинений религиозно-нравственного характера.При его участии составлялся "Устав князя Ярослава о церковных судах". Оказал влияние на летописание, церковное красноречие, учительную литературу. Наиболее значительно по объему и содержанию "Слово", состоящее из трех частей: сопоставления Закона и Благодати, описания крещения Руси, похвалы великому князю Владимиру и его сыну Ярославу.
Известно более 50 списков "Слова", относящихся к 15-17 вв., что говорит о его влиянии и авторитетности. Под Законом понимается ветхозаветное учение как начальная стадия духовного просвещения и самоорганизации др.-евр. народа, оказавшая влияние на все человечество. Под Благодатью понимается евангельское новозаветное учение, с одной стороны, развившее ветхозаветную традицию, с другой преодолевшее ее рамки и ставшее мировой религией, распространившейся на многие народы и страны, в т.ч. на Русь. Христианский универсализм сочетается в "Слове" с глубоким патриотизмом. Историософская значимость памятника состоит в обосновании идеи равенства Руси среди цивилизованных народов, включенности ее в мировую историю, в сравнении князя Владимира с равноапостольным императором Константином, что предвосхитило возникшую позднее доктрину "Москва Третий Рим", где Руси отводилась роль наследницы Рима и Византии.Слово о Законе и Благодати. М., 1994.
Идейно-философское наследие Иллариона Киевского. М., 1986. Ч. 1-2; Ужанков А.Н. "Слово о Законе и Благодати" Иллариона Киевского. М., 1999. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
ИЛЛАРИОН КИЕВСКИЙ ИЛЛАРИОН КИЕВСКИЙ (кон. 9 — сер. 11 в.) — др.-рус. мыслитель, проповедник, первый киевский рус. митрополит (с 1051). Сведения о его жизни скудны; в летописи сообщается, что он был «муж благ, книжен и постник». Расцвет творчества приходится на время княжения Ярослава Мудрого (1019—1054). Перу И.К. принадлежат «Слово о Законе и Благодати», «Молитва», «Исповедание веры», а также ряд сочинений религиозно-нравственного характера. При его участии составлялся «Устав князя Ярослава о церковных судах». Оказал влияние на летописание, церковное красноречие, учительную литературу. Наиболее значительно по объему и содержанию «Слово», состоящее из трех частей: сопоставления Закона и Благодати, описания крещения Руси, похвалы великому князю Владимиру и его сыну Ярославу. Известно более 50 списков «Слова», относящихся к 15—17 вв., что говорит о его влиянии и авторитетности. Под Законом понимается ветхозаветное учение как начальная стадия духовного просвещения и самоорганизации др.-евр. народа, оказавшая влияние на все человечество. Под Благодатью понимается евангельское новозаветное учение, с одной стороны, развившее...Философская Энциклопедия
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 853 | |
2 | 759 | |
3 | 738 | |
4 | 660 | |
5 | 588 | |
6 | 537 | |
7 | 533 | |
8 | 516 | |
9 | 505 | |
10 | 498 | |
11 | 480 | |
12 | 466 | |
13 | 454 | |
14 | 451 | |
15 | 449 | |
16 | 448 | |
17 | 426 | |
18 | 423 | |
19 | 422 | |
20 | 421 |