Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - кампанелла

Кампанелла

кампанелла
(Campanella) Томмазо (1568— 1639) — итальянский философ, поэт, политический деятель. Ортодоксальный доминиканец (до пострига в монахи в 1582 — Джованни Доменико). Стремился к освобождению Италии от испанского гнета. В первом заключении пробыл 27 лет (свои сочинения писал, привязав карандаш к руке, вывернутой тюремщиками на дыбе). Освобожден в 1626, после повторного двухлетнего пребывания в тюрьме оправдан в 1629. Сторонник идеи папско-католической единой монархии, которой должны подчиняться все национальные государства. Главный труд — "Город солнца" ( 1601 — 1602, опубликован в 1623), дополняемый утопией всемирной теократической монархии ("Монархия Мессии"), а также работами "Философия, доказанная ощущениями" (1591) и "Поверженный атеизм" (1630). К. был убежден, что природа должна реконструироваться не по трудам Аристотеля, а изучаться имманентно. Отстаивал тезис "двойного откровения" — природы и Священного писания. Не принял учение Галилея о бесконечности Вселенной, допуская при этом существование множества миров. Сохранение и поддержание собственного бытия — высшая цель любого поведения. Гилозоизм К. постулировал, что всяким природным явлениям, вещам, стихиям неотъемлемо присуще стремление к самосохранению: "Все сущности испытывают всегда и повсюду любовь к самим себе". К. отвергал материалистический атомизм Демокрита, редуцировавший, по его мнению, качественную инакость к количественной. Целеполагание и целеосуществление, предполагающие конечность мира, К. дополнил пониманием Бога как подлинной бесконечности. Главными "прималитетами" или первоначалами бытия, согласно К., выступают (в духе традиции неоплатонизма) Мудрость, Мощь и Любовь. Воля людей целиком и полностью направлена на власть. Власть достигается благодаря знанию, которое и должно быть положено в основу всего воспитания. "Город солнца" — христианско-коммунистическая утопия К., совершенное государство, в котором господствуют философы-священники во главе с Метафизиком, воплощающим собой идеал лидера. Это — подчеркнуто социально однородное общество, исповедующее простую и рационализированную религию и ведущее "философский образ жизни общиной". В нем, согласно К., отсутствуют частная собственность и семья, детей воспитывает государство, всеобщий обязательный 4-часовой труд гарантирует изобилие. Начальствующих специалистов в городе — 40 человек (главные — Мощь, Мудрость и Любовь — соответственно курирующие вопросы: военные, научные, питания, деторождения и воспитания). Помогают им более узкие специалисты: Грамматик, Логик, Физик, Политик, Этик, Экономист, Астролог и т.д. Государственное устройство Города Солнца, согласно К., не исходило от Бога, а являло собой прямой результат деятельности человеческого разума. Иезуиты в период своего господства в Парагвае (1688—1768), безуспешно пытаясь создать "Город солнца", тем не менее, сформулировали первую в мире концепцию прав человека. A.A. Грицанов .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  КАМПАНЕЛЛА КАМПАНЕЛЛА (Campanella) Томмазо (1568—1639) — ит. философ, поэт, политический деятель, создатель коммунистической утопии. В возрасте 15 лет вступил в орден доминиканцев, за еретические взгляды и увлечение магией неоднократно подвергался судебным преследованиям. В 1599 за попытку организации в Калабрии заговора против исп. владычества, чудом избежав смертной казни, попал в неаполитанскую тюрьму на 27 лет, где и написал ряд наиболее значительных произведений, в т.ч. знаменитый «Город Солнца» (1602). После освобождения в 1626 жил в Риме, а с 1634 — во Франции, где пользовался покровительством Людовика XIII и кардинала Ришелье. Был знаком с Г. Галилеем, испытал сильное влияние идей Б. Телезио. Занимался астрологией и магией. Несмотря на значительную образованность, критически относился к «книгам человеческим», призывая читать «книгу творений Бога». Неудовлетворенность схоластической мудростью предопределила то, что К., подобно Телезио, высоко ценил чувственное познание, но ему был чужд сенсуализм последнего. Чувство для К. — некая разновидность интуиции, позволяющая проникнуть в суть вещей как творений Бога. Впрочем, К. высоко...
Философская Энциклопедия
2.
  КАМПАНЕЛЛА (Campanella) Томмазо (1568-1639) итальянский философ, поэт, политический деятель. Ортодоксальный доминиканец (до пострига в монахи в 1582 Джованни Доменико). Стремился к освобождению Италии от испанского гнета. В первом заключении пробыл 27 лет. Освобожден в 1626, после повторного двухлетнего пребыв'а-ния в тюрьме оправдан в 1629. Сторонник идеи папско-католической единой монархии, которой должны подчиняться все национальные государства. Главный труд "Город солнца" (1601-1602, опубликован в 1623), дополняемая утопией всемирной теократической монархии ("Монархия Мессии"), а также работами "Философия, доказанная ощущениями" (1591) и "Поверженный атеизм" (1630). К. был убежден, что природа должна реконструироваться не по трудам Аристотеля, а изучаться имманентно. Отстаивал тезис "двойного откровения" природы и Священного писания. Не принял учение Галилея о бесконечности Вселенной, допуская при этом существование множества миров. Сохранение и поддержание собственного бытия высшая цель любого поведения. Гилозоизм К. постулировал, что всяким природным явлениям, вещам, стихиям неотъемлемо присуще стремление к самосохранению: "Все сущности...
Новейший философский словарь
3.
  (Campanella) Томмазо (15681639) итальянский философ, поэт, политический деятель. Ортодоксальный доминиканец (до пострига в монахи в 1582 Джованни Доменико). Стремился к освобождению Италии от испанского гнета. В первом заключении пробыл 27 лет (свои сочинения писал, привязав карандаш к руке, вывернутой тюремщиками на дыбе). Освобожден в 1626, после повторного двухлетнего пребывания в тюрьме оправдан в 1629. Сторонник идеи папско-католической единой монархии, которой должны подчиняться все национальные государства. Главный труд 'Город солнца' ( 1601 1602, опубликован в 1623), дополняемый утопией всемирной теократической монархии ('Монархия Мессии'), а также работами 'Философия, доказанная ощущениями' (1591) и 'Поверженный атеизм' (1630). К. был убежден, что природа должна реконструироваться не по трудам Аристотеля, а изучаться имманентно. Отстаивал тезис 'двойного откровения' природы и Священного писания. Не принял учение Галилея о бесконечности Вселенной, допуская при этом существование множества миров. Сохранение и поддержание собственного бытия высшая цель любого поведения. Гилозоизм К. постулировал, что всяким природным явлениям, вещам, стихиям...
История философии

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины