Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - киреевский иван васильевич

Киреевский иван васильевич

киреевский иван васильевич
(1806-1856) философ, литературный критик, теоретик славянофильства (см.: Славянофилы). С 1822 слушал лекции в Московском ун-те, в т.ч. и по философии Ф.В.Й. Шеллинга, но на интеллектуальное становление определяющее влияние оказала семья.

Как один из "архивных юношей" К. стал участником "Общества любомудров". В 1830 отправился за филос. знаниями в нем. ун-ты, слушал лекции Г.В.Ф. Гегеля, Ф. Шлейермахера, Шеллинга, а вернувшись, в 1832 стал издателем жур. "Европеец", запрещенного цензурой после выхода первого номера со статьей "Девятнадцатый век". Образ неблагонадежности, преследовавший К. всю жизнь, помешал ему занять кафедру философии Московского ун-та. Не занятый официальной службой, К. становится свободным философом-романтиком, журналистом, теоретиком славянофильства, другом и почитателем старцев Оптиной Пустыни.

Основные филос. идеи изложены К. в двух статьях: "О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России" (1852); "О необходимости и возможности новых начал для философии" (1856). Все основные типологические черты рус. философствования платонизм, святоотческое предание, нем. философия нашли свое воплощение в творчестве К. Противопоставление Запада и России было проведено рус. мыслителем в аспекте противопоставления филос. учений Аристотеля и Платона. Рационализм зап. схоластики и панлогического учения Гегеля сопрягался им с аристотелевским "рацио", а филос. учение Платона с православным Востоком и учением о цельном разуме. Именно это учение было вершиной филос. творчества московского славянофила и составной частью вошло в философию всеединства B.C. Соловьева.

Полн. собр. соч.: В 2 т. М., 1922; Критика и эстетика. М., 1979; Избр. статьи. М., 1984. Мюллер Э. И.В. Киреевский и немецкая философия // Вопросы философии. 1993. № 5.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (1806-1856) — философ, литературный критик, теоретик славянофильства (см. СЛАВЯНОФИЛЫ ). С 1822 слушал лекции в Московском ун-те, в т.ч. и по философии Ф.В.Й. Шеллинга, но на интеллектуальное становление определяющее влияние оказала семья.Как один из «архивных юношей» К. стал участником «Общества любомудров». В 1830 отправился за филос. знаниями в нем. ун-ты, слушал лекции Г.В.Ф. Гегеля, Ф. Шлейермахера, Шеллинга, а вернувшись, в 1832 стал издателем жур. «Европеец», запрещенного цензурой после выхода первого номера со статьей «Девятнадцатый век». Образ неблагонадежности, преследовавший К. всю жизнь, помешал ему занять кафедру философии Московского ун-та. Не занятый официальной службой, К. становится свободным философом-романтиком, журналистом, теоретиком славянофильства, другом и почитателем старцев Оптиной Пустыни.Основные филос. идеи изложены К. в двух статьях: «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» (1852); «О необходимости и возможности новых начал для философии» (1856). Все основные типологические черты рус. философствования — платонизм,...
Философская Энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины