Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - конт (сomte) огюст

Конт (сomte) огюст

конт (сomte) огюст
(1798-1857) фр. философ, один из основоположников позитивизма и родоначальник социологии. В 1817-1822 был секретарем К.А. СенСимона, затем экзаменатором и репетитором Политехнической школы в Париже. Основные идеи философии позитивизма изложены им в сочинениях: "Курс положительной философии" (Т. 1-2, 1899-1900) и "Дух позитивной философии" (1910).

Рассматривая историю человеческого познания и умственное развитие отдельного индивида, К. пришел к убеждению, что человеческий интеллект проходит три стадии развития. На первой, теологической, стадии все явления объясняются на основе религиозных представлений; вторая, метафизическая, стадия заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями и причинами, главной задачей на этой стадии является критика и разрушение теологических представлений и подготовка новой позитивной, или научной, стадии, на которой возникает наука об обществе, содействующая его рациональной организации. Именно в пер. пол. 19 в. человечество, по мнению К., начало переход на третью стадию своего духовного развития. Отсюда вытекает негативное отношение К. к философии, характерное и для позитивизма в целом: философия уже сыграла свою критическую роль в развитии человеческого познания и должна уступить место науке. Этим же вызвана и его высокая оценка науки и научного подхода: только наука способна дать позитивное знание о мире, она должна охватить все сферы человеческой деятельности и обеспечить им прочное основание.

В науке для К. главным являются факты твердые, несомненные, устойчивые факты. Основное дело науки собирать эти факты и систематизировать их. Миф, религия, философия стремились объяснять явления окружающего мира, указывая на некоторые сущности, лежащие за явлениями и порождающие их. Религия видела в мире проявление божественной воли, философия искала причины чувственно воспринимаемых событий в сфере невоспринимаемых сущностей. Но все рассуждения о причинах, полагает К., как религиозные, так и философские, весьма недостоверны, поэтому надежнее всего ограничиться простой констатацией фактов, не занимаясь спекулятивными размышлениями насчет их возможных причин: "Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов; другими словами, в замене слова "почему" словом "как". Таким образом, основным методом научного познания оказывается наблюдение, а главной функцией науки описание: "Все здравомыслящие люди повторяют со времени Бэкона, что только те знания истинны, которые опираются на наблюдения..."

На место религиозно-философских рассуждений об обществе К. предложил поставить особую науку социологию, которая должна дать позитивное знание о социальных процессах. По аналогии с механикой социология К. разделяется на социальную статику, имеющую дело с устойчивыми ("естественными") условиями существования любого общественного строя, и социальную динамику, изучающую законы общественного развития. Эти законы, полагает К., столь же устойчивы, как и законы естественных наук, ибо они определяются неизменной человеческой природой. Поэтому, делает вывод К., люди не в силах изменить коренные тенденции общественного развития. Изменяемы и подвластны влиянию людей только темпы развития и отдельные, не слишком значительные аспекты жизни общества. Позитивные социальные науки способны открыть неизменные законы общественного развития и благодаря этому прогнозировать общественные изменения и даже сознательно воздействовать на них.

К. был глубоко убежден в том, что именно наука в будущем станет главным фактором общественного прогресса. "Давайте, призывал он, не ввязываясь в ненужные дебаты, поставим позитивную философию в такое положение, чтобы она взяла на себя активную роль. Давайте же, завершая начатую Бэконом, Декартом и Галилеем гигантскую духовную работу, создадим систему всеобщих идей, которая в определенное время окажется для человеческого рода столь значимой, что революционный кризис, который ожидает цивилизованные народы, будет преодолен".

Стремление К. освободиться от умозрительных спекуляций и опереться на очевидное надежное знание имело определенное историческое оправдание. Идеи фр. просветителей 18 в. привели в конечном итоге к революционному потрясению Франции и к кровавым наполеоновским войнам, длившимся почти четверть века. Учение Г.В.Ф. Гегеля о том, что развитие природы обусловлено саморазвитием абсолютного духа, находилось в резком противоречии с научным подходом к изучению природы. Все это порождало подозрительное отношение ко всяким идеям, выходящим за пределы того, что доступно простому и надежному наблюдению. Это отношение и выразил в своей философии К. Именно поэтому позитивизм К. получил широкое распространение в среде ученых. Правда, в самой Франции идеи К. встретили прохладный прием, они нашли поддержку в Англии, где Л Спенсер и Дж.С. Милль обеспечили позитивизму широкую популярность.

Курс положительной философии. СПб., 1899-1900. Т. 1 2; Дух позитивной философии. СПб., 1910. История философии: Запад Россия Восток. Кн. 3. М., 1998.

А.Л. Никифоров

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины