Философский словарь - койре (кoyre) (наст фамилия койранский) александр
Койре (кoyre) (наст фамилия койранский) александр
В 19091911 в Геттингене, где слушал лекции Э. Гуссерля и был активным участником феноменологического кружка. В Первую мировую войну воевал добровольцем сначала во фр., затем в рус. армии, участвовал в Февральской революции. Октябрьский переворот не принял, заняв позицию социалистов-революционеров. В 1919 окончательно покинул Россию и эмигрировал во Францию.
В 1929 получил высшую докторскую степень за диссертацию, посвященную религиозной философии Я. Бёме. В 1930 руководитель исследований в Практической школе (секция религиозных наук), с которой связал свою дальнейшую судьбу до конца жизни. Одновременно с историей религиозной мысли углубленно занимался историей рус. философии (работы о П.Я. Чаадаеве и И.В. Киреевском, а также труд "Философия и национальная проблема в России в начале XIX в."). В нач. 1930-х гг. научные интересы К. сосредоточились гл.обр. на истории науки. После опубликования "Этюдов о Галилее" (1939) К. стал признанным лидером интерналистского направления в историографии науки, объясняющего развитие науки исключительно интеллектуальными факторами. К. разработал ряд методологических принципов, определивших новый способ видения и интерпретации научной мысли. Ему удалось придать истории науки теоретический характер путем выявления глубинных устойчивых структур сознания, определяющих возможность (или невозможность) возникновения и функционирования конкретных научных идей. Основополагающим в исследованиях К. является принцип единства научной, филос. и религиозной мысли. Др. его основополагающая идея требование представить ход научной мысли в ее творческой созидательной активности, для чего необходимо поместить изучаемые источники в интеллектуальный и духовный контекст эпохи, представив их в подлинном аутентичном значении и не пытаясь прояснить "темную и смутную" мысль наших предков путем перевода ее на современный язык. Существенное значение, по К., имеет также интегрирование в истории научной мысли способа, каким она осознавала себя, противопоставляя себя тому, что ей предшествовало. При этом К. признавал необходимым изучать заблуждения и ошибки, поскольку они не менее поучительны, чем достижения.К. один из первых выдвинул идею некумулятивного развития науки и вопреки позитивистской историографии сумел показать, что развитие науки совершается в тесном единстве с философией и что великие научные революции всегда определялись переворотами или изменениями филос. концепций. Так, математизацию в науке К. объяснял победой платоновского рационализма и априоризма над аристотелевским эмпиризмом здравого смысла.
Наиболее важной он считал научную революцию 16-17 вв., которая привела к глубокому преобразованию физики и астрономии. Основную линию становления новоевропейской науки К. видел в отказе от антич. и средневекового понятия "космоса" и замене его понятием бесконечного и однородного пространства, а также в переходе от качественных и неточных понятий аристотелевской и средневековой физики к абстрактным идеализированным объектам математической физики Г.
Галилея и Р. Декарта. К. оказал значительное влияние на развитие современных историконаучных исследований. Известная ограниченность его подхода к истории науки вызвана его интерналистской установкой, изолирующей науку от социальноэкономических, технических и др. "внешних" факторов.
Очерки истории философской мысли. М.
, 1985; Etudes Galileennes. Paris, 1939. Vol. 1-3; La Revolution astronomique: Copernic, Kepler, Borelli. Paris, 1961; Etudes Newtoniennes. Paris, 1968. B.C. Черняк .Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 852 | |
2 | 758 | |
3 | 736 | |
4 | 657 | |
5 | 584 | |
6 | 537 | |
7 | 529 | |
8 | 513 | |
9 | 504 | |
10 | 496 | |
11 | 477 | |
12 | 464 | |
13 | 452 | |
14 | 447 | |
15 | 447 | |
16 | 444 | |
17 | 424 | |
18 | 421 | |
19 | 420 | |
20 | 419 |