Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - критика способности суждения

Критика способности суждения

критика способности суждения
одно ИЗ трех основных сочинений И. Канта критического периода его творчества (опубликовано в 1790) наряду с "Критикой чистого разума" и "Критикой практического разума". Состоит из предисловия, введения, критики эстетической (аналитика и диалектика эстетической способности суждения) и телеологической (аналитика, диалектика, учение о методе телеологической способности суждения) способности суждения. Посвящено проблемам телеологии и искусства.

В предисловии и введении Кант указывает на основание, связывающее воедино две части философии: теоретическую, основанную на рассудке и понятиях природы и предполагающую априорный принцип закономерности, и практическую, основанную на разуме и понятии свободы и опирающуюся на принцип конечной цели. В качестве основания единства этих двух частей философии выступает способность суждения как промежуточное звено между рассудком и разумом, применяемая к искусству на основе априорного принципа целесообразности и делающая возможным переход от области понятий природы к области понятий свободы. На той же основе все силы или способности души оказываются поделенными на способность познания, чувство удовольствия и неудовольствия и способность желания.

В части об эстетической способности суждения рассматривается понятие целесообразности в искусстве.

В "Аналитике прекрасного" исследуются четыре аспекта суждения вкуса (качество, количество, цель и модальность) как "способности судить о прекрасном". Красота, или прекрасное, истолковывается как "свобода от всякого интереса", как то, что "нравится без понятия", как "форма целесообразности предмета, воспринимаемая в нем без представления о цели" и как то, что "без понятия признается предметом необходимого благорасположения". В "Аналитике возвышенного" последнее истолковывается как абсолютно, "сверх всякого сравнения" великое и как могущественное. Кант при-тивопоставляет искусство природе, науке и ремеслу и выделяет прекрасное искусство, "которое одновременно представляется нам природой". Творцом прекрасного искусства является гений талант, дающий искусству правила. Поскольку как врожденная способность души гениальность является даром природы, в творчестве гения правила искусства дает сама природа. Среди прекрасных искусств Кант выделяет словесное, изобразительное искусство и искусство игры ощущений и выстраивает иерархию различных искусств в зависимости от их эстетической ценности.

В части о телеологической способности суждения рассматривается целесообразность в живой природе, которая обусловлена способом человеческого представления. Вещи истолковываются как цели природы, как организмы, в которых "все есть взаимно цель и средство". Природа оказывается тем самым "системой целей". В связи с этим Кантом ставится задача взаимодополняющего соединения механического и телеологического в объяснении природы.

Соч.: В 6 т. М., 1966. Т. 5 (автор пер. неизвестен; пер. отредактирован в изд.: Кант И. Критика способности суждения. М., 1994). Baumler A. Kants Kritik der Urteilskraft; ihre Geschichte und Systematik. Halle, 1923. Bd 1; Kulenlampff J. Matenakien zu Kants "Kritik der Urteilskraft". Frankfurt am Main, 1974.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  "КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ" "КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ" (1790) сочинение Канта, посвященное проблемам эстетики. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ...
Философская Энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины