Философский словарь - кропоткин петр алексеевич
Кропоткин петр алексеевич
Хотя К. принадлежит ряд специальных научных работ по узким естественно-научным темам, "чистым" академическим ученым он никогда не был. С ранней молодости для него базовыми стали ценностные, этические установки. Он разделял принцип антропоцентризма, включавший, однако, помимо идеи "великого целого Я", также идею определения Я через некоторое Ты. В отличие от анархистов-индивидуалистов был идеологом коллективистской концепции анархо-коммунизма. Анархическому мировоззрению, по К., соответствует "синтетическая философия", охватывающая все явления природы и общества. Его философия опирается на механическое (а именно кинетическое, т.е. находящееся в постоянном движении) понимание всех явлений, ее методом является индуктивный метод естественных наук. Анархизм как мировоззрение стремится к положительному знанию, которое не занимается, в отличие от метафизической философии, ни "основными началами", ни "субстанциями", ограничиваясь установлением законов явлений. Согласно К., миросозерцание анархизма возвращается к "здравой философии природы", находившейся в пренебрежении со времен Др. Греции до Ф. Бэкона, но строится на данных современной науки, в частности на принципе неуничтожимости энергии. Жизнь Вселенной должна пониматься как непрерывная, бесконечная цепь превращений энергии; в мире нет ничего таинственного; неразрывная связь между неорганическим и органическим мирами проявляется в том, что вещество во Вселенной есть нечто живущее и проходящее те же циклы развития и разложения, что и живые существа. Сам анархизм, по К., представляет собой одно из многочисленных проявлений эволюции мироздания. Само мироздание и наука о нем, считал он, построены как бы по анархическим принципам децентрализации и федерации индивидуальных элементов.
В сфере социологии К. был сторонником плюрализма факторов социального развития, из которых главным он считал географический. В противовес социал-дарвинизму с его законом "взаимной борьбы" К. выдвигал "закон взаимопомощи" как главный двигатель прогресса. Исходным пунктом этического учения К. была идея естественного происхождения нравственности из природы, но главным в "реалистической этике" он считал все-таки определение моральных целей. Основу нравственности, по К., составляют три элемента: инстинкт общительности, или солидарности, понятие справедливости и нравственное чувство, сходное с принципом альтруизма.
Собр. соч. СПб., 1906-1907. Т. 1,4, 5, 7; Собр. соч. М., 1918-1919. Т. 1-2.
Пирумова Н.М. П.А. Кропоткин. М., 1972; Труды международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П.А. Кропоткина. М., 1997. Т. 1-2.
См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 853 | |
2 | 760 | |
3 | 739 | |
4 | 661 | |
5 | 590 | |
6 | 540 | |
7 | 534 | |
8 | 518 | |
9 | 507 | |
10 | 500 | |
11 | 481 | |
12 | 467 | |
13 | 454 | |
14 | 453 | |
15 | 450 | |
16 | 448 | |
17 | 426 | |
18 | 423 | |
19 | 422 | |
20 | 422 |