Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - лосский николай онуфриевич

Лосский николай онуфриевич

лосский николай онуфриевич
(1870-1965) философ, представитель рус. интуитивизма и персонализма. Окончил физико-математический и историкофилологический факультеты Петербургского ун-та, с 1900 приват-доцент, с 1916 проф. В 1922 выслан из России, преподавал в ун-тах Праги, Брно, Братиславы, в 1946 переехал в США, где стал проф. Свято-Владимирской духовной академии в НьюЙорке и работал до 1950.

Длительная эволюция филос. миросозерцания Л. привела его к признанию истинности христианства, но сама филос. система строилась в рамках повышенной систематичности и логической обоснованности, что нашло свое отражение в учении о предмете, методе и структуре философии; в гносеологии интуитивизма; в идеалреалистической, персоналистической онтологии и метафизике; в филос. психологии и антропологии; в логике и теории свободы воли; в христианской теономной этике, эстетике и социальной философии. Л. был также историком философии и понимал ее как особую "науку о мире как целом", стремящуюся "установить цельную, непротиворечивую общую картину мира как основу для всех частных утверждений о нем". Выступая против трансцендентного и имманентного "гносеологического индивидуализма", Л. в "Обосновании интуитивизма" сформулировал свою гносеологическую позицию: "...В процессе познания внешнего мира объект трансцендентен в отношении к познающему Я, но, несмотря на это, он остается имманентным самому процессу знания". Онтологию идеал-реализма Л. называл также "иерархическим персонализмом" и возводил этот онтологический плюрализм к монадологии Г. В. Лейбница. Абсолют как Высшее сверхмировое начало описывался Л. в терминах апо-фатического богословия: "Сущее сверхсовершенство" "сверхразумного" и "сверхличного" Бога. В своем отношении к миру Абсолютное выступает подлинным творцом "множества субстанций" как "конкретно-идеальных начал", составляющих высшую сферу мира Царство Духа. Это есть Царство Божие, а обитатели его обладают бессмертным "духоносным телом" и совершенным "космическим сознанием".

Введение в философию. СПб., 1911; Интуитивная философия Бергсона. М., 1914; Мир как органическое целое. М., 1917; Основные вопросы гносеологии. Пг., 1919; Бог и мировое зло. Прага (Берлин), 1941; Условия абсолютного добра. Париж, 1949; Воспоминания. Мюнхен, 1968.

Старченко Н.Н. Мир, интуиция и человек в философии Н.О. Лосского. М., 1991; Гайденко П.П. Иерархический персонализм Н.О. Лосского // Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич (1870—1965) — философ, представитель рус. интуитивизма и персонализма. Окончил физико-математический и историко-филологический факультеты Петербургского ун-та, с 1900 — приват-доцент, с 1916 — проф. В 1922 выслан из России, преподавал в ун-тах Праги, Брно, Братиславы, в 1946 переехал в США, где стал проф. Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке и работал до 1950.Длительная эволюция филос. миросозерцания Л. привела его к признанию истинности христианства, но сама филос. система строилась в рамках повышенной систематичности и логической обоснованности, что нашло свое отражение в учении о предмете, методе и структуре философии; в гносеологии интуитивизма; в идеал-реалистической, персоналистической онтологии и метафизике; в филос. психологии и антропологии; в логике и теории свободы воли; в христианской теономной этике, эстетике и социальной философии. Л. был также историком философии и понимал ее как особую «науку о мире как целом», стремящуюся «установить цельную, непротиворечивую общую картину мира как основу для всех частных утверждений о нем». Выступая против...
Философская Энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины