Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - мак-люэн (мcluhan) херберт маршалл

Мак-люэн (мcluhan) херберт маршалл

мак-люэн (мcluhan) херберт маршалл
(1911-1980) канадский философ и социолог, специалист по теории коммуникации и массовой культуре, автор оригинальной философии истории. Создатель культурно-исторической типологии, живописующей впечатляющую картину пожирания одного средства коммуникации другим. Основанием этой типологии служит господствующее средство коммуникации. М.-Л. развил версию антропологии, в которой средство коммуникации предстает не столько как техника, сколько как метафора. Каждая "ампутация" функции тела и передача ее "средству" ведет к реструктурации опыта. Фигура М.-Л. как пророка электронной эры стала элементом массово-культурной мифологии. Его метафоры ("галактика Гутенберга", "глобальная деревня") вошли в повседневный язык; без них не обходятся практически ни одна работа о книге, медиа, о всемирной сети Интернет.

В 1930-е гг. М.-Л. изучал в Кембридже англ. литературу. Был учеником А. Ричардса и Ф.Р. Ливиса, основателей литературоведческой школы "новой критики". Огромное влияние на М.-Л. оказало творчество Т.С. Элиота и Дж. Джойса, а также экономиста и социолога Инниса. Свою "Галактику Гутенберга" (1962) М.-Л. предлагал рассматривать как комментарий к Иннису.

Начав преподавать с кон. 1930-х гг. в ун-тах США и Канады, М.-Л. проявлял особое внимание к грамматике, риторике и поэтике медиа, к комиксам, рекламе и попмузыке. Мир символов, остроумия, роскошный и похотливый хаос человеческих страстей и объектов желания в "тотемистских медиа" заворожил его. Он стал писать об этом мире, акцентируя внимание на культурных клише.

Первые годы пребывания в Америке М.-Л. владела идея героического сопротивления "прекрасному новому миру". Таков настрой его "Механической невесты", написанной в 1950-е гг. В дальнейшем общий настрой его работ изменился. В большинстве сочинений М.-Л. отсутствует меланхолический тон, столь свойственный как традиционалистской, так и либеральной или марксистской критике новых типов культуры.

Прошлобудущее книги // Курьер ЮНЕСКО. 1972. № 1; Телевидение. Робкий гигант // Телевидение: вчера, сегодня, завтра. М., 1987; The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. Toronto, 1962; The Medium is the Massage. New York, 1967.

Козлова Н.Н. Маклюэн: контексты мифа // Пушкин. 1998. №5(11).

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины