Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - михайловский николай константинович

Михайловский николай константинович

михайловский николай константинович

(1842-1904) рус. публицист, литературный критик, социолог. Учился в Петербургском ин-те горных инженеров; с 1868 ведущий сотрудник, а затем соредактор жур. "Отечественные записки", фактически являвшегося рупором легального народничества; с нач. 1890-х гг. до конца жизни соредактор жур. "Русское богатство", идейного выразителя оформившегося в легальном народничестве либерального направления; в кон.

1870-х гг. М. поддерживал контакты с народовольцами, в конце жизни с эсерами.

В сфере философии М. преимущественно популяризатор. Главным в его антропоцентрической филос. концепции было антиметафизическое убеждение в несостоятельности любых, будь то материалистических или идеалистических, учений о безусловной сущности, лежащей за пределами опыта и наблюдения. Центром Вселенной и мерой вещей является человек. К проблеме познания сущности мира М. безразличен. В духе антропоцентризма он доказывает, что нет абсолютной истины, но есть только истина для человека, что критерий истины следует искать в удовлетворении познавательных потребностей человеческой природы. В сфере социологии общефилософским установкам М. соответствует т.н. субъективный метод, противостоящий прежде всего объективизму "органической теории" Г. Спенсера, социал-дарвинизму, а также пассивно-созерцательным мотивам в философии истории Г.В. Плеханова. Критику последнего неправомерно распространял на весь марксизм.

Полн. собр. соч. СПб., 1906-1914. Т. 1-8, 10; Последние соч. СПб., 1905. Т. 1-2. Бердяев Н.А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. СПб., 1901; Колосов Е.Е. Очерки мировоззрения Н.К. Михайловского. СПб., 1912. .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович (род. 15 нояб. 1842, Мещовск – ум. 28 янв. 1904, Петербург)рус. социолог, публицист, теоретик «народничества», один из создателей субъективного метода в социологии. Истина, по Михайловскому, не есть воспроизведение объективных свойств вещей, она существует лишь для человека и удовлетворяет его познавательные способности. Именно эту сторону должна брать социология, имеющая дело с целеполагающими и этическими факторами человеческой деятельности, с преломлением в ней групповых социальных интересов. Мерилом прогресса является личность, ее развитие в «разнородных» направлениях. Однако история шла скорее по линии разделения труда, что приводило к «однородности» личности, превращению ее в простой придаток общественного механизма и появлению конфликтов между личностью и обществом. Но развитие полноценной личности, полагал Михайловский, не должно приводить к ее отчуждению от общества, напротив, она должна развиваться в кооперации с равными себе. Произв. Михайловского были изданы в «Поли. собр. соч.», тт. 1-8, 1906-1914. Философский энциклопедический словарь....
Философская Энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины