Философский словарь - окказионализм
Окказионализм
окказионализм
(лат. occasio — случай, оссаsio-nalis — случайный) — направление в западно-европейской философии 17 в., центрирующееся вокруг поставленной дуализмом Декарта проблемы соотношения души и тела и ориентированное на их трактовку как абсолютно разнородных, а потому не способных к взаимодействию. Классические представители — И. Клауберг (1622—1665), А. Гейлинкс (1625—1669) и др. Согласно О., взаимодействие между телом и духом может иметь место лишь в том случае, если вызвано внешней (как по отношению к телу, так и по отношению к духу) причиной — Богом. Наиболее последовательное выражение позиция О. нашла в философии Мальбранша, доведшего основоположения О. до их логического завершения и сформулировавшего тезис о невозможности не только влияния тела на душу (источником ее движений выступает лишь Бог как высшая духовная инстанция), но и тела на другое тело. Влияние идей О. может быть обнаружено в философии Лейбница (концепция предустановленной гармонии) и Юма (критика естественной причинности).Т.Г. Румянцева .
Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
ОККАЗИОНАЛИЗМ ОККАЗИОНАЛИЗМ (от лат. occasional — случайный) — направление картезианской метафизики втор. пол. 17 в., основанное на положении о непрерывном божественном посредничестве между телесной и духовной субстанциями. Телесные и духовные изменения являются поводами для соотносящей их друг с другом божественной деятельности. Причинно-следственные отношения понимаются как отношения творения; сотворенные субстанции к творению не способны (положение, встречающееся уже у мутакаллимов и аль-Газали) (см. ГАЗАЛИ ). Поэтому взаимодействие не только между душой и телом, но и между телами требует непрерывного сверхъестественного вмешательства. Из параллелизма духа и материи следует утверждение о том, что внешние предметы познаются не чувственным путем, а через созерцание идей в Боге. Представители О. — И. Клауберг, А. Гейлинкс, Н. Мальбранш, Л. де Ла Форж, Ж. де Кордемуа и др. — искали соответствие духовного и телесного, в отличие от ортодоксальных картезианцев, не в шишковидной железе (Р. Декарт), а в высшем Бытии, производящем и поддерживающем над Ничто обе субстанции. Критика О. со стороны С. Фуше (непротяженное Божество, как...Философская Энциклопедия
2.
ОККАЗИОНАЛИЗМ (лат. occasio случай, occasionalis случайный) направление в западно-европейской философии 17 в., центрирующееся вокруг поставленной дуализмом Декарта проблемы соотношения души и тела и ориентированное на их трактовку как абсолютно разнородных, а потому не способных к взаимодействию. Классические представители И. Клауберг (1622-1665), А. Гейлинкс (1625-1669) и др. Согласно О., взаимодействие между телом и духом может иметь место лишь в том случае, если вызвано внешней (как по отношению к телу, так и по отношению к духу) причиной Богом. Наиболее последовательное выражение позиция О. нашла в философии Мальбранша, доведшего основоположения О. до их логического завершения и сформулировавшего тезис о невозможности не только влияния тела на душу (источником ее движений выступает лишь Бог как высшая духовная инстанция), но и тела на другое тело. Влияние идей О. может быть обнаружено в философии Лейбница (концепция предустановленной гармонии) и Юма (критика естественной причинности). ...Новейший философский словарь
3.
(лат. occasio случай, оссаsio-nalis случайный) направление в западно-европейской философии 17 в., центрирующееся вокруг поставленной дуализмом Декарта проблемы соотношения души и тела и ориентированное на их трактовку как абсолютно разнородных, а потому не способных к взаимодействию. Классические представители И. Клауберг (1622-1665), А. Гейлинкс (1625-1669) и др. Согласно О., взаимодействие между телом и духом может иметь место лишь в том случае, если вызвано внешней (как по отношению к телу, так и по отношению к духу) причиной Богом. Наиболее последовательное выражение позиция О. нашла в философии Мальбранша, доведшего основоположения О. до их логического завершения и сформулировавшего тезис о невозможности не только влияния тела на душу (источником ее движений выступает лишь Бог как высшая духовная инстанция), но и тела на другое тело. Влияние идей О. может быть обнаружено в философии Лейбница (концепция предустановленной гармонии) и Юма (критика естественной причинности). ...История философии
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 848 | |
2 | 754 | |
3 | 734 | |
4 | 654 | |
5 | 581 | |
6 | 533 | |
7 | 525 | |
8 | 506 | |
9 | 502 | |
10 | 493 | |
11 | 473 | |
12 | 461 | |
13 | 447 | |
14 | 443 | |
15 | 443 | |
16 | 437 | |
17 | 421 | |
18 | 418 | |
19 | 417 | |
20 | 415 |