Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - паскаль (рascal) блез

Паскаль (рascal) блез

паскаль (рascal) блез
(1623-1662) фр. философ, ученый и публицист. Как публицист П. прославился прежде всего своими сатирическими "Письмами к провинциалу" (1656-1657), в которых вполне проявился его дар не только полемиста, но и превосходного писателя. Непосредственными объектами его критики стали иезуиты с их "облегченной" трактовкой христианской морали последователи доктрины пробабилизма. В этой полемике П. выступал на стороне янсенистов сторонников более суровой, августинианского толка, линии в католицизме, ставшей одной из религиозных предпосылок классицизма.

П. был одним из крупнейших ученых 17 в. создателем первой счетной машины, глубоким исследователем теории вероятностей, автором трактатов о вакууме и равновесии жидкостей. При этом он довольно сдержанно (будучи в этом близок "позднему" Р. Декарту) оценивал познавательные возможности науки, которой недоступны как бесконечно малое природы, так и бесконечно большое. П. был одним из первых в своем веке, кто указал на зазор, существующий между наукой и нравственностью. Однако фр. просветители 18 в. (Вольтер, Кондорсе и др.) признавали П. именно как ученого, игнорируя его религиозную философию.

Деятельность П. как философа составила существенную альтернативу картезианству, выступившему в роли главного направления фр. мысли как в физике, так и в метафизике. Фундаментальное размежевание П. с Декартом и его последователями происходит на почве оценки роли экзистенциального фактора. Если для Декарта человек это почти исключительно разум (правда, в "Размышлениях о первой философии" на первый план выходит воля), а его основной познавательный инструмент интеллектуальная интуиция, то для П. человек это еще и тело и душа (у Декарта душа и интеллект зачастую синонимы). Реабилитация чувства происходит благодаря признанию П. основополагающей роли внутреннего чувства, интуиции "сердца", не просто конкурирующего с разумом, но являющегося единственным источником достоверного знания о пространстве, времени, движении, а главное о Боге. Будучи "поврежденным" в результате грехопадения (что в особенности обнаруживается в нравственной и рациональной деятельности), человек, с т.зр. П., склонен концентрировать свое внимание на собственном "величии". Единственно верная нравственная позиция состоит, однако, в "ненависти к себе". Себялюбие (amour-propre) составляет основу самообмана человека, сознающего в глубине души собственное онтологическое ничтожество. Самозабвенная познавательная деятельность составляет один из наиболее основательных способов уйти от себя. Единственная причина, по которой мы можем любить себя, состоит в нашей способности любить других, в конечном счете любить в человеке "образ Божий". Любовь образует автономное начало нравственного чувства, которое не может быть выведено ни из разума, ни из соображений пользы. Христианская нравственность обнаруживает себя в "бодрствовании", т.е. в отклике на непрекращающиеся страдания Христа. Любя другого, отзываясь на его боль, человек тем самым не предает забвению и собственный "чистый образ".

Согласно П., разум и сердце апеллируют к различным видам достоверности. Если первый адресует нас к знанию, то второй к пониманию. Продукция разума нейтральна; она доступна всем, кто достаточно образован. Послание же сердца доступно только др. сердцу. Чтобы это произошло, адресату необходимо экзистенциально совпасть с отправителем, жить с ним в едином эмоциональном ключе. Наконец, если разум доказывает свои истины, то сердце убеждает в них. Одним из элементов такого рода убеждения был литературный талант П., сыгравший немаловажную роль в его полемике с иезуитами людьми весьма эстетически одаренными.

Др. важными темами П. стали трагичность человеческого бытия, проявляющаяся в переживании человеком своей конечности, а также человеческое достоинство, обнаруживающееся в сознании (сравнение человека с "мыслящим тростником") собственного удела. П. во многом предвосхитил экзистенциально ориентированные направления позднейшей зап. философии (Ф.Г. Якоби, С. Кьеркегор, А. Камю и др.). Значительно его воздействие и на рус. мыслителей (Ф.М. Достоевский, Л. Шестов). Oeuvres. V. 1-14. Р., 1904-1914; в рус. пер. Мысли. М., 1994; Письма к провинциалу. Port-Royal, 1997. Стрельцова Г.Я. Паскаль. М., 1979; Brunschvicg L. Pascal. Paris, 1932; Guitton J. Genie de Pascal. Paris, 1962; MesnardJ. Les Pensees de Pascal. Paris, 1976.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины