Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - пифагор

Пифагор

пифагор
один из первых др.-греч. философов (6 в. до н.э.), основатель легендарного Пифагорейского товарищества. По совету Фалеса учился мудрости в Египте (22 года), затем в Вавилонии (12 лет), куда попал в числе плененных персами египтян, и, возможно, в Индии. Учение П. типичная протофилософия, сочетающая пережитки художественно-мифолого-религиозного мировоззренческого комплекса и магии, с одной стороны, и ростки нового филос. мировоззрения на основе пифагорейской науки (математика, астрономия, медицина, евгеника, диететика и др.) с др.

Согласно П., "самое мудрое число", "душа есть гармония", "справедливость число, помноженное само на себя" (т.е. преступление и наказание должны быть подобны сторонам квадрата). П. освободил арифметику "от служения делу купцов" (Аристоксен) и придал ей статус свободной абстрактной науки. Геоцентризм П. был превзойден вторым великим пифагорейцем, Филолаем: Земля движется в мировом пространстве, но не вокруг Солнца, а вокруг невидимого с Земли некоего Центрального огня, вокруг которого вращается и Солнце, светящееся отраженным светом. Мир познаваем в той мере, в какой апейрон (беспредельное) организовано числом и пределом: "Где нет числа и меры там хаос и химеры". Третий великий пифагореец, Архит (4 в. до н.э.) не столько философ, сколько ученый, математик. Трактовка П. как мистической личности, а Пифагорейского союза как религиозной организации ошибочна. Пифагорейский союз ("Великая Греция" греч. города-гос-ва на юге Италии, центр Кротон) философско-научная организация. В нее принимались свободные после многолетнего испытания, собственность была общей "У друзей все общее" (П.), пифагорейцы жили и питались совместно. Одно время пифагорейцы процветали, но затем "товарищество" распалось. Сочинения пифагорейцев не сохранились, за исключением немногих фрагментов, их учение и образ жизни известны из доксографии, причем количество информации возрастает по мере удаления во времени от пифагореизма (6-4 вв. до н.э.), что не может не настораживать.

П. и ранние пифагорейцы разделяли орфическое учение о переселении душ (метемпсихоз). Согласно легенде, П. знал о своих прежних воплощениях. В некоторых существах он узнавал своих умерших друзей ("Ворона серотелая летает не спеша твоя осиротелая в ней каркает душа"). Поздние пифагорейцы учили о смертности души как гармонии частей живого тела, уподобляя ее гармонии цитры, пока та цела.

Фрагменты: Diets Я., Kranz W. (Hrsg.). Die Fragmente der Vorsokratiker. Bd 1. Berlin, 1951; Vogel C.J. de. Pythagoras and Early Pythagoreanism: An Interpretation of Neglected Evidence on the Philosopher Pythagoras. Oxford, 1966; Timpanaro Cardini M. (ed.). Pitagorici. Testimonianze e frammenti. V. 1-2. Firenze, 1969.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ПИФАГОР ПИФАГОР — один из первых др.-греч. философов (6 в. до н.э.), основатель легендарного Пифагорейского товарищества. По совету Фалеса учился мудрости в Египте (22 года), затем в Вавилонии (12 лет), куда попал в числе плененных персами египтян, и, возможно, в Индии. Учение П. — типичная протофилософия, сочетающая пережитки художественно-мифолого-религиозного мировоззренческого комплекса и магии, с одной стороны, и ростки нового филос. мировоззрения на основе пифагорейской науки (математика, астрономия, медицина, евгеника, диететика и др.) — с др.Согласно П., «самое мудрое — число», «душа есть гармония», «справедливость — число, помноженное само на себя» (т.е. преступление и наказание должны быть подобны сторонам квадрата). П. освободил арифметику «от служения делу купцов» (Аристоксен) и придал ей статус свободной абстрактной науки. Геоцентризм П. был превзойден вторым великим пифагорейцем, Филолаем: Земля движется в мировом пространстве, но не вокруг Солнца, а вокруг невидимого с Земли некоего Центрального огня, вокруг которого вращается и Солнце, светящееся отраженным светом. Мир познаваем в той мере, в какой апейрон...
Философская Энциклопедия
2.
  ПИФАГОР Самосский (ок. 570 ок. 500 до н.э.) древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма. Историю его жизни трудно отделить от легенд, представляющих П. в качестве полубога и чудотворца, совершенного мудреца и "великого посвященного" во все мистерии (тайные доктрины) греков и варваров. По преданию, П. посетил в своих путешествиях Египет и Финикию. На 40-м году жизни он поселилился в южноиталийской колонии г. Кротоне. Там П. основал сообщество своих последователей, представляющее собой одновременно и философско-научную школу и религиозно-магический союз "посвященных". П. впервые назвал Вселенную "космосом" (греч. cosmos порядок) по причине той упорядоченности, которая ему присуща. Он также первый, давший себе название "философ" или "любомудр", вместо обычного "мудрец" или просто "сведущий". Скорее всего, это связано с тем, что на место "мудрости" как осведомленности о практической жизни, и, в первую очередь, о государственных делах, П. предложил поместить более высокий род знания чистое размышление, т.е. рассмотрение "мудрости" (sophia) как любимого предмета, что впредь и стало именоваться "философией"...
Новейший философский словарь
3.
  ПИФАГОР (Πυθαγόρας) (ок. 570, о. Самос после 500 до н. э., Метапонт), др.-греч. философ, ученый, религиозно-нравственный реформатор и политик. Личность П. и его учение являются предметом почти двухсотлетних споров. В литературе по пифагорейскому вопросу выделяются два основных направления, первое из которых в целом признает античную традицию о научно-философской деятельности П. и ранних пифагорейцев; второе рисует П. религиозным мыслителем и этическим реформатором, близким к орфизму (в 20 в. особенно ярко представлено В. Буркертом, который полагал, что в ранней доплатоновской традиции надежные сведения о философских и научных занятиях П. отсутствуют, а послеплатоновская традиция является проекцией в прошлое учений более поздних пифагорейцев Филолая, Архита и их учеников). Главным препятствием в реконструкции учения П. является недостаток прямых источников; подобно Фалесу и Сократу, П. ничего не писал, а ранние пифагорейцы, вопреки распространенному среди неопифагорейцев мнению, излагали в своих сочинениях собственные взгляды, а не доктрины своего Учителя (ср. в этой связи легендарную фразу «сам сказал», Цицерон, «О природе...
Античная философия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины