Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - пико делла мирандола (рico della мirandola) джо-ванни

Пико делла мирандола (рico della мirandola) джо-ванни

пико делла мирандола (рico della мirandola) джо-ванни
(1463-1494) ит. гуманист и философ. Учился в ун-тах Болоньи, Феррары и Падуи, где освоил схоластическую традицию аристотелизма и аверроизма, овладел множеством языков, в т.ч. др.-евр. и араб., что позволило ему изучать в оригинале Ветхий Завет и Коран. Будучи живым воплощением духовных крайностей и противоречий Ренессанса, увлекался Каббалой и "натуральной магией" и в то же время выступал с критикой астрологии, отвергая "предопределение звезд" и противопоставляя ему свободу человеческой воли ("Рассуждение против предсказательной астрологии", 1495). Издал в Риме "Философские, каббалистические и теологические заключения" (1486), в которых выдвинул "900 тезисов", отчасти почерпнутых из известных ему религиозно-философских систем, а отчасти сформулированных им самим, и призвал на открытый диспут ученых Европы, взявшись защищать свои положения. Вступлением к "тезисам" послужила "Речь о достоинстве человека", в которой развивалась мысль о том, что признаком человека является не столько его центральное положение в Космосе, сколько способность выходить за пределы царства форм, его власть над собственной природой как результат того, что он не имеет природы. Человек "творение неопределенного образа", у которого нет "ничего собственного", никакого "точного места", словом, никакой "ограниченной природы", законы которой стесняли бы его поступки. Человек в силах "быть тем, чем хочет". Папская курия осудила сначала 13 тезисов, а после "защитительной речи" П.д.М. ("Апология", 1487) и все тезисы целиком. П.д.М. был обвинен в ереси, подвергся аресту и вынужден был бежать во Францию. По возвращении в Италию он обосновался во Флоренции, где примкнул к кружку неоплатоников, возглавляемому Марсилио Фичино. В это время создавались его трактаты "Семь аспектов творения" (1490) и "О бытии и едином" (1496), которые не были закончены. В конце жизни проникся проповедями Дж. Савонаролы, благодаря чему усилились его религиозно-мистические настроения. Современники именовали П.д.М. "Князем согласия", поскольку смысл своей деятельности он видел в "примирении философов", исходя из того, что все религиозно-философские учения являются частными примерами единой истины, содержащейся в универсально понимаемом христианстве. De hominis dignitate. Heptaplus. De Ente et Uno. Firenze, 1942; Речь о достоинстве человека. Комментарий к канцоне о любви Дж. Бенивьени // Эстетика Ренессанса. Т. 1. М., 1981. Баткин Л.М. К истолкованию итальянского Возрождения. Антропология М. Фичино и Пико делла Мирандола // Из истории классического искусства Запада. М., 1980; Он же. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины