Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - порфирий

Порфирий

порфирий

(232 между 301 и 305) антич. философнеоплатоник, один из самых активных членов плотиновского кружка: ему доверяют правку сочинений Плотина и защиту его взглядов. В ходе самостоятельных занятий философией уже после смерти учителя, не приняв его антиаристотелевскую позицию, П. комментирует ряд сочинений Аристотеля, а также пишет "Введение к Категориям" Аристотеля.

П. также комментирует "Начала" Евклида и "Гармонику" Птолемея, пишет "Историю философии", доведенную до Платона включительно (дошли фрагменты и "Жизнь Пифагора"). П. толкует платоновские тексты, а мысль издать сочинения своего учителя Плотина в виде кодекса "Эннеад" отражает потребность в авторитетном тексте как опоре для философствования. П. не создал своей школы, но вел активную педагогическую деятельность. Он открыто полемизировал с христианством (трактат "Против христиан"). Философия П. как платоника плотиновской ориентации представлена в виде ряда тезисов в соч. "Подступы к умопостигаемому": спасение души достижимо путем отвращения от тела, очищения души, возвращения к Уму в "гносисе" (знании) и уподобления божеству. Сохраняя схему плотиновского универсума, П. приписывает, однако, демиургические функции не уму, но высшей части души. П. оказал большое влияние на позднейший платонизм, как языческий, так и христианский (вост. традиция: Ямвлих и через него весь последующий греч. платонизм; зап. традиция: Макробий, Марий Викторин, Августин, Боэций и через них вся философия Средневековья). Opuscula selecta. Lipsiae, 1886; Gegen die Christen. Berlin, 1916; Lettera ad Anebo, a cura di A.R. Sodano. Napoli, 1958; Sententiae ad intelligibilia ducentes. Leipzig, 1975; La vie de Plotin. Paris, 1982-1992; De l'abstinence. T. 1-4. Paris, 1977-1979; Fragmenta. Leipzig, 1993. Bidez 1. Vie de Porphyre, le philosophe neoplatinicien. Gand, 1913; Porphyre. Fondation Hardt // Entretienssurl'Antiquiteclassique. 12. 1966; Hadot P. Porphyre et Victorinus. Paris, 1968. Vol. 1-2; Smith A. Porphyry's place in the neoplatonic tradition. A study in post-plotinian neoplatonism. The Hague, 1974. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ПОРФИРИЙ ПОРФИРИЙ (232 — между 301 и 305) — антич. философнеоплатоник, один из самых активных членов плотиновского кружка: ему доверяют правку сочинений Плотина и защиту его взглядов. В ходе самостоятельных занятий философией уже после смерти учителя, не приняв его антиаристотелевскую позицию, П. комментирует ряд сочинений Аристотеля, а также пишет «Введение к Категориям» Аристотеля. П. также комментирует «Начала» Евклида и «Гармонику» Птолемея, пишет «Историю философии», доведенную до Платона включительно (дошли фрагменты и «Жизнь Пифагора»). П. толкует платоновские тексты, а мысль издать сочинения своего учителя Плотина в виде кодекса «Эннеад» отражает потребность в авторитетном тексте как опоре для философствования. П. не создал своей школы, но вел активную педагогическую деятельность. Он открыто полемизировал с христианством (трактат «Против христиан»). Философия П. как платоника плотиновской ориентации представлена в виде ряда тезисов в соч. «Подступы к умопостигаемому»: спасение души достижимо путем отвращения от тела, очищения души, возвращения к Уму в «гносисе» (знании) и уподобления божеству. Сохраняя...
Философская Энциклопедия
2.
  ПОРФИРИЙ (Πορφύριος) (232, Тир, Финикия ок. 305, Рим?), философ-неоплатоник. Его имя Малх (от сир. malka, «царь», так же звали и его отца) Лонгин, у которого П. учился в Афинах, воспроизвел по-гречески как Πορφύριος («царственный», позднее Амелий называл его Βασιλεύς «царь» Porph. V. Plot. 17, 6-16; ср. заглавие Porph. V. Pyth.: Μάλχου ἢ Βασιλέως Πυθαγόρου βίος). В Афинах П. получил образование в духе среднеплатони-ческого объединения философии и общеобразовательных штудий. Ученый-эрудит, склонный к филологии и истории и влекомый к философии, П. летом 263 приезжает в Рим, где входит в кружок Плотина и постепенно осваивает новые для него подходы. В частности, П. не сразу вместил учение Плотина о том, что умопостигаемое не вне ума: П. осваивается с этой основной для всего последующего платонизма установкой только после специальных разъяснений Амелия, написанных по поручению Плотина (Ibid. 18, 10-19). П. становится одним из самых активных членов плотиновского кружка: ему доверяют сочинения Плотина и защиту его взглядов. П. пишет по просьбе учителя опровержение ритора Диофана, доказывавшего в качестве апологии платоновского Алкивиада из «Пира», что ради научения...
Античная философия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины