Философский словарь - ролз (rawls) джон
Ролз (rawls) джон
ролз (rawls) джон
(р. 1921) амер. политический философ. Проф. Гарвардского унта. Главный труд Р. "Теория справедливости" (1971) посвящен разработке основных принципов справедливого устройства общества и обоснованию современной философии либерализма. Теория справедливости как честности представляет собой вариант неоконтрактивизма, трактующего понятие общественного договора как некую гипотетическую ситуацию, в которую должны быть поставлены люди для выбора принципов справедливого устройства общества. Эту гипотетическую ситуацию, обеспечивающую всем участникам благодаря "покрову неведения" свободные и честные условия выбора, Р. называет "исходной позицией". Покров неведения означает, что, делая выбор, человек не знает ни того, какое положение он займет в обществе, ни того, какие преимущества получит, ни того, каких представлений о благе будет придерживаться. Согласно Р., люди в исходной позиции выберут следующие два принципа справедливости: первый принцип равных свобод, обеспечивающий каждому гражданину равное право на максимально широкую систему основных свобод, и второй (соединяющий в себе принцип равных возможностей и принцип различия), согласно которому социальное неравенство оправдано лишь тогда, когда ведет к наибольшей возможной выгоде наименее обеспеченных членов общества (стратегия, известная в теории игр как maxmin). Теория Р. в противовес утилитаризму является индивидуалистической, т.к. придает важное значение различию между отдельными людьми и подчеркивает приоритетность свободы человека "формулировать, пересматривать и рационально следовать" своим представлениям о благе. Государство, занимая нейтральную позицию, не должно отдавать предпочтений никаким представлениям о благе. Вместе с тем теория Р. является дистрибутивной, т.к. в ней справедливость рассматривается в контексте распределения "первичных благ", которые Р. определяет как совокупность вещей, необходимых для реализации любого рационального жизненного плана (основные права и свободы, доход, возможности самореализации и т.д.). Под влиянием критики (прежде всего со стороны коммунитаристов) Р. в дальнейшем предложил обоснование своей теории справедливости как исключительно политической концепции, ограничивающейся описанием базисной структуры демократического общества и не предписывающей гражданам никаких моральных, религиозных или метафизических принципов. Эта политическая концепция включает в себя интуитивные представления, неявно присутствующие в политической культуре демократического общества и разделяемые всеми его гражданами, и поэтому при всей плюралистичности современного общества она может рассчитывать на согласие граждан и тем самым гарантировать стабильность описываемого ею социального устройства. Свое обоснование политического либерализма Р. строит на деонтологических принципах и теории рационального выбора.Теория справедливости. Новосибирск, 1995. Political Liberalism. Columbia, 1993. Хеффе О. Политика, право, справедливость. М., 1994. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 853 | |
2 | 759 | |
3 | 738 | |
4 | 660 | |
5 | 588 | |
6 | 537 | |
7 | 533 | |
8 | 516 | |
9 | 505 | |
10 | 498 | |
11 | 480 | |
12 | 466 | |
13 | 454 | |
14 | 450 | |
15 | 449 | |
16 | 448 | |
17 | 426 | |
18 | 423 | |
19 | 422 | |
20 | 420 |