Философский словарь - синь
Синь
синь
(кит., букв. сердце; также психическое, субъективное, дух, сознание) одна из центральных категорий кит. философии, означающая как орган сознания и вместилище психических возможностей человека, так и собственно психорациональные проявления природы человека, его субъективное сознание/разум. В раннем конфуцианстве, в частности, у мыслителя Сюнь-цзы (3 в. до н.э.) под "сердцем" ("С") подразумевается центральный орган, "властелин" (чжу) тела человека, управляющий всеми органами чувств и "отдающий им приказы". Впоследствии оппозиция сердце сознание (С.) эмоциональная природа человека, его чувства "цин" составила ведущую идею конфуцианской школы. В неоконфуцианстве, особенно во взглядах Ван Янмина (кон. 15 нач. 16 в.), утверждается тезис о "единстве сердца/сознания (синь) и закона/принципа (ли)", в котором сердце/сознание составляет единую с Небом целостность. В "нумерологическом" учении (о символах и числах) Шао Юна (11 в.) понятие "сердце/сознание" тождественно понятию "Великий Предел" ("Тай Цзи"). В более поздний период (18 в.) Ван Чуаньшань определял понятие "С." как мыслительную функцию телесного начала в человеке.Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983; Shih V.Y.C. The Philosophy of Mind as a Form of Empirism // Bulletin of the Institute of History and Philosophy, Academia Sinica. 1969. Vol. 39. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
СИН I.СИН — [индивидуальная] природа (кит., буквально — качество, характер, пол) — категория традиционной китайской философии и культуры. Этимология иероглифа син (знаки “сердце” и “жизнь/рождение”) указывает на его отношение к природному началу, а применительно к человеку — на связь с психосоматической структурой. Обозначает природные качества каждой отдельной вещи, в особенности человека. В философских построениях категория син, как правило, фигурировала в соотношении с понятиями “добро” и “зло” (шань, э), “сердце” (синь), “предопределение” (мин), “принцип” (ли). Конфуций постулировал единство человеческой “природы” и ее исходную нейтральность по отношению к морали: “По природе [люди] близки друг к другу, а по привычкам далеки друг от друга” (“Лунь юй”). Его последователи стремились либо универсализировать различие человеческих качеств, превращая его в различие “природы” людей, либо сгладить.Мзн-цзы определил “природу” человека как изначально “добрую”; ее суть — “соболезнующее и сострадающее сердце”. “Чувства” единосущны с “природой” и потому “добры”; “предопределение” не связано с “природой”...Философская Энциклопедия
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 849 | |
2 | 755 | |
3 | 735 | |
4 | 655 | |
5 | 582 | |
6 | 534 | |
7 | 526 | |
8 | 509 | |
9 | 503 | |
10 | 494 | |
11 | 474 | |
12 | 462 | |
13 | 448 | |
14 | 445 | |
15 | 445 | |
16 | 439 | |
17 | 422 | |
18 | 419 | |
19 | 418 | |
20 | 416 |