Философский словарь - сухраварди (ас-сухраварди) шихаб ад-дин йахйа ал-мактул
Сухраварди (ас-сухраварди) шихаб ад-дин йахйа ал-мактул
(1155-1191) иран. суфий, философ-мистик, создатель учения "об озарении" ("ишрак"), написал ок. 20 сочинений на араб. и персид. языках. Имел почетные титулы "Шейх аль-ишрак" ("Учитель озарения") и "аль-Мактул" ("Убиенный"). Последнее прозвище получил в связи с обвинением в вольнодумстве, прошиитской пропаганде и прочих "заблуждениях", за что был казнен по приказу Салах ад-дина (Саладина).
Последователи С. именовали его также "мучеником за веру" (аш-шахид). Он получил хорошее образование, изучил философию Ибн Сины (Авиценны) и его последователей, испытал сильное влияние зороастризма и широко применял его символику и ангеологию. Для обозначения световых эманации различного уровня пользовался образами, взятыми из Авесты. Так, высшая световая эманация, в терминологии Авиценны "Перворазум", у С. носило имя зороастрийского архангела Бахмана. Бытие он рассматривал как совокупность световых эманаций разной интенсивности. В своем учении, полемизируя с Ибн Синой и др. вост. перипатетиками, он отстаивал преимущества мистической интуиции (заук) и божественного откровения (кашф) и в то же время высоко оценивал значение филос. наук как необходимой ступени к достижению "озарения". Его филос. система рассматривается как оригинальное синкретическое учение, в котором соединены идеи неоплатонизма, исмаилизма (одно из направлений шиизма), зороастрийской мифологии, вост. перипатетизма и суфизма. Необходимо отметить, что он не был практикующим суфием. В основе его синкретизма лежала идея о том, что во все времена в мире пребывала некая высшая мудрость, единая для всех религий и народов. С. отказывал в исключительности к.-л. одной религии.Ишракитская (иллюминационистская) доктрина С. знаменовала собой поворот классической мусульманской философии от последовательного рационализма к такой форме философствования, в которой доминируют эпистемология и аскетическая практика, т.е. духовное очищение и аскетизм стали обязательным условием филос. рассуждений и постижения истины. Это был новый подход, т.к. суфии отвергали рационализм вост. перипатетиков, которые, в свою очередь, отвергали суфизм. Философия озарения, разработанная С. и его школой, оказала сильное влияние на традиционную мудрость Ирана (особенно исфаханскую школу), где она пользовалась особой популярностью. Его учение сыграло большую роль в формировании филос. взглядов Садр ад-дин аш-Ширази (муллы Садра) (ум. 1640). Влияние теософии С. в Индии достигло своего апогея в правление Акбара.
Его идеи нашли своих последователей в Турции и Сирии. Die Philosophie der Erleuchtung nach Suhrawardi. Halle; Saale, 1912; Three treatises on mysticism. Stuttgart, 1935;Teheran, 1946; Opera metaphysica et mystica. V. 1. Istanbul, 1945; V. 2. Teheran; Paris, 1952; Corbin H. Les motifs zoroastriens dans la philosophie de Sohrawardi; Мантик ат-талвихат. Тегеран, 1955. .
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 850 | |
2 | 756 | |
3 | 736 | |
4 | 656 | |
5 | 583 | |
6 | 535 | |
7 | 527 | |
8 | 511 | |
9 | 504 | |
10 | 495 | |
11 | 475 | |
12 | 464 | |
13 | 450 | |
14 | 446 | |
15 | 446 | |
16 | 440 | |
17 | 423 | |
18 | 420 | |
19 | 419 | |
20 | 418 |