Философский словарь - табу
Табу
табу
(от полинезийского слова, означавшего запрет) негативные предписания (категорические запреты) на различные действия людей, нарушение которых должно повлечь соответствующие санкции. Возникли и сформировались на социальной, магической и религиозной основе в период первобытного общества, в котором они регламентировали и регулировали жизнь индивидов и групп (семьи, рода, племени и пр.). Совокупность Т., налагаемых жрецами и вождями, охватывала различные стороны жизни и распространялась на слова (запрет произносить имена людей, покойников, духов, богов, названия животных и пр.); людей (женщин, воинов, правителей и др.); тело человека и части тела; общение, сексуальные и брачные отношения, разнообразные формы и виды поведения, действия обыденной жизни (обнажение лица, выход из жилища и пр.); пищу и питье; животных, растения, различные предметы и символы предметов (землю, оружие, амулеты и т.д.), посещение тех или иных мест и мн. др. Согласно существовавшим суевериям и традициям, нарушение запрета влекло кару сверхъестественных сил (в виде порчи, болезни или смерти) и разнообразные социальные санкции со стороны сообществ и их лидеров.
В первобытные и последующие времена Т. выступали как средство социального контроля и социального управления. В процессе исторического развития часть трансформировавшихся Т. вошла в виде различных представлений (например, о грехе), ценностей и норм (например, запрет на изображение человека в исламской культуре и т.д.) в мораль, религию, право и обыденную жизнь людей. Считается, что табуирование как обычай, впервые было отмечено в 1771 Дж. Куком у аборигенов островов Тонга (Полинезия) во время кругосветного плавания. В ряду концепций, объясняющих существенные моменты происхождения, содержания и функционирования Т.наибольшим влиянием пользуются: 1) магическая (рассматривающая запреты как негативную форму практической магии, отличающуюся от колдовства как позитивной формы магии Фрэзер и др.); 2) религиоведческая (объясняющая Т. как "священные законы" и запреты, связанные с верованиями в духовных существ Тайлор и др.); 3) психологическая (дающая психоаналитическую трактовку Т.
как выражения амбивалентных состояний и отношений, и подчеркивающая роль Т. как формы первобытной морали и одного из "пусковых механизмов цивилизации" Фрейд и др.); 4) антропологическая (истолковывающая Т. как форму социального контроля Малиновский и др.) и их различные версии и комбинации.В.И. Овчаренко .
Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
ТАБУ ТАБУ категорический запрет на религиозной основе. Термин взят из полинезийских языков и был впервые отмечен англ. путешественником Куком на о-вах Тонга (1771), где, как и вообще в Океании, имелась чрезвычайно развитая система Т. Позднее сходные представления были обнаружены в др. частях света (вакара у индейцев племени дакота и др.). В Т. соединены два понятия – священного и запретного, неприкасаемого. Т. могут относиться как к отд. лицам, так и к обществ. группам в целом. Сфера применения термина в связи с отсутствием разработанной теории Т. неясна; во всяком случае следует отличать от Т. религ.-моральные запреты в развитых религиях как более сложные образования.Широкую классификацию табуированных вещей и действий дал Фрейзер ("Золотая ветвь", пер. с франц., вып. 2, М., 1928). Фрейзер, противопоставляя религию и магию, рассматривал Т. как вторую, негативную форму магии, отличную от позитивной магии и связанную с запретом. Фрейд ("Тотем и табу", W.–Lpz., 1913, рус. пер., М.–П., 1923) видит в Т. внешнее выражение амбивалентной позиции по отношению к вождям или лидерам группы, при к-ром бессознательная (вытесненная) ненависть к социальному...Философская Энциклопедия
2.
ТАБУ (от полинезийского слова, означавшего запрет) негативные предписания (категорические запреты) на различные действия людей, нарушение которых должно повлечь соответствующие санкции. Возникли и сформировались на социальной, магической и религиозной основе в период первобытного общества, в котором они регламентировали и регулировали жизнь индивидов и групп (семьи, рода, племени и пр.). Совокупность Т., налагаемых жрецами и вождями, охватывала различные стороны жизни и распространялась на слова (запрет произносить имена людей, покойников, духов, богов, названия животных и пр.); людей (женщин, воинов, правителей и др.); тело человека и части тела; общение, сексуальные и брачные отношения, разнообразные формы и виды поведения, действия обыденной жизни (обнажение лица, выход из жилища и пр.); пищу и питье; животных, растения, различные предметы и символы предметов (землю, оружие, амулеты и т.д.), посещение тех или иных мест и мн. др. Согласно существовавшим суевериям и традициям, нарушение запрета влекло кару сверхъестественных сил (в виде порчи, болезни или смерти) и разнообразные социальные санкции со стороны сообществ и их...Новейший философский словарь
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 848 | |
2 | 754 | |
3 | 734 | |
4 | 654 | |
5 | 581 | |
6 | 533 | |
7 | 525 | |
8 | 506 | |
9 | 502 | |
10 | 493 | |
11 | 473 | |
12 | 460 | |
13 | 447 | |
14 | 443 | |
15 | 442 | |
16 | 437 | |
17 | 421 | |
18 | 418 | |
19 | 417 | |
20 | 415 |