Философский словарь - тай цзи
Тай цзи
тай цзи
(кит., букв. Великий Предел) важнейшая категория китайской философии, обозначающая предельное состояние бытия, его начало. Этимологически иероглиф "цзи" значит "край", а также "центр". Впервые Т.Ц. упоминается в комментариях к "И цзин" ("Книге перемен") (4 в. до н.э.) как Великий Предел всеобщих перемен, ведущий к образованию полярных сил инь и ян (см.: Инь-ян) и в итоге к рождению "тьмы вещей". Синонимом Т.Ц. в древних кит. памятниках выступали понятия "Великое Начало" ("Тай Чу"), "Великое Единое" ("Тай И") и всеобъемлющего дао как причины и истоки космогенеза.В более поздний период категория Т.Ц. приобрела значения "отсутствия/небытия" (Ван Би, 3 в.), "изначальной пневмы" (Кун Инда, 8 в.) и стало коррелятом понятия "У Цзи" ("Беспредельное", или "Предел отсутствия/небытия", Чжоу Дуньи, Лу Цзююань, Чжу Си). Согласно Чжу Си (12 в.), Т.Ц. воплощает в себе единство структурообразующих принципов (ли) всех вещей, включая человека, и тождественно понятию "Беспредельное" ("У Цзи").
Под влиянием зап. филос. традиции Сунь Ятсен (1866-1925) интерпретировал термин "Т.Ц." как кит. аналог понятия "эфир" ("И Тай").Голыгина К.И. Великий Предел. М., 1994; КобзевА.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
ТАЙ ЦЗИ ТАЙ ЦЗИ (кит., букв. Великий Предел) — важнейшая категория китайской философии, обозначающая предельное состояние бытия, его начало. Этимологически иероглиф «цзи» значит «край», а также «центр». Впервые Т.Ц. упоминается в комментариях к «И цзин» («Книге перемен») (4 в. до н.э.) как Великий Предел всеобщих перемен, ведущий к образованию полярных сил инь и ян (см. ИНЬ—ЯН ) и в итоге — к рождению «тьмы вещей». Синонимом Т.Ц. в древних кит. памятниках выступали понятия «Великое Начало» («Тай Чу»), «Великое Единое» («Тай И») и всеобъемлющего дао как причины и истоки космогенеза. В более поздний период категория Т.Ц. приобрела значения «отсутствия/небытия» (Ван Би, 3 в.), «изначальной пневмы» (Кун Инда, 8 в.) и стало коррелятом понятия «У Цзи» («Беспредельное», или «Предел отсутствия/небытия», — Чжоу Дуньи, Лу Цзююань, Чжу Си). Согласно Чжу Си (12 в.), Т.Ц. воплощает в себе единство структурообразующих принципов (ли) всех вещей, включая человека, и тождественно понятию «Беспредельное» («У Цзи»). Под влиянием зап. филос. традиции Сунь Ятсен (1866—1925) интерпретировал термин «Т.Ц.» как кит. аналог понятия «эфир» («И Тай»). Философия:...Философская Энциклопедия
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 848 | |
2 | 754 | |
3 | 734 | |
4 | 654 | |
5 | 581 | |
6 | 533 | |
7 | 525 | |
8 | 506 | |
9 | 502 | |
10 | 492 | |
11 | 473 | |
12 | 460 | |
13 | 447 | |
14 | 443 | |
15 | 442 | |
16 | 437 | |
17 | 421 | |
18 | 418 | |
19 | 417 | |
20 | 415 |