Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - трубецкой евгений николаевич

Трубецкой евгений николаевич

трубецкой евгений николаевич
(1863-1920) философ, культуролог, правовед, общественный деятель. Окончил факультет Моск. ун-та. Магистерская диссертация об Августине Блаженном (1892), докторская диссертация посвящена религиознообщественному идеалу зап. христианства 11 в. (1897). Проф. Киевского и Московского (с 1905) ун-тов, участник и организатор Психологического общества при Московском ун-те, Религиозно-философ. общества им. Вл. Соловьева, издательства "Путь" (1910-1917); активный участник белого движения.

Первым филос. увлечением Т. был позитивизм Г. Спенсера. Затем возник интерес к философ, идеям К. Фишера, А. Шопенгауэра, B.C. Соловьева. Метафизика всеединства в творчестве Т. обрела большую последовательность, внутреннюю целостность и самостоятельность; акцент делался на дилемме "рационализм сенсуализм", на критике антропологизма и трансцендентализма кантовской философии. В работе "Метафизические предположения познания. Опыт преодоления Канта и кантианства" (1917) утверждалось, что высшее всеединое знание является уделом абсолютного божественного сознания, которое "не есть отвлеченная мысль, а духовночувственное созерцание или видение. Чувственное из него не исключено, а наоборот, в нем положено и насквозь пронизано мыслью".

Ведущей проблемой философии Т. стала тема смысла жизни, которая переросла из нравственной в онтологическую и гносеологическую. Основания единства абсолютной и человеческой мысли усматривались в наличии Безусловного сознания, в Боге, который является вездесущим центром и смыслом мировой эволюции, но не ее субъектом. Проводя последовательное и коренное различение Бога и мира, Т. видел существенное преимущество христианства в том, что человеческий элемент не поглощался божественным, а божественный человеческим; оба элемента составляют единство в его полноте и цельности, а процесс земной эволюции является развитием в сторону другого, "более высшего плана".

Рабство в Древней Греции. Ярославль, 1885; Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. Ч. I 2. М., 1892; История философии права (древней и новой): Лекции. Киев, 1894; Философия Ницше: Критический очерк. М., 1904; Свобода и бессмертие. М., 1906; Социальная утопия Платона. М., 1908; Энциклопедия права. М., 1909; Миросозерцание Вл. Соловьева. М., 1913. Т. 1-2; Национальный вопрос: Константинополь и Св. София. М., 1914; Война и мировая задача России. М., 1914; Два зверя. М., 1918; Смысл жизни. М., 1918; Воспоминания. София, 1921; Из прошлого. М., 1928.

Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. Т. 2. Ч. 2.; Барам Д. Критика Е.Н. Трубецким антиномизма И. Канта // Кант и философия в России. М., 1994.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич (1863—1920) — философ, культуролог, правовед, общественный деятель. Окончил факультет Моск. ун-та. Магистерская диссертация об Августине Блаженном (1892), докторская диссертация посвящена религиозно-общественному идеалу зап. христианства 11 в. (1897). Проф. Киевского и Московского (с 1905) ун-тов, участник и организатор Психологического общества при Московском ун-те, Религиозно-философ. общества им. Вл. Соловьева, издательства «Путь» (1910—1917); активный участник белого движения.Первым филос. увлечением Т. был позитивизм Г. Спенсера. Затем возник интерес к философ, идеям К. Фишера, А. Шопенгауэра, B.C. Соловьева. Метафизика всеединства в творчестве Т. обрела большую последовательность, внутреннюю целостность и самостоятельность; акцент делался на дилемме «рационализм — сенсуализм», на критике антропологизма и трансцендентализма кантовской философии. В работе «Метафизические предположения познания. Опыт преодоления Канта и кантианства» (1917) утверждалось, что высшее всеединое знание является уделом абсолютного божественного сознания, которое «не есть отвлеченная мысль, а...
Философская Энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины