Философский словарь - упанишады
Упанишады
упанишады
(от санскр. upa рядом и sad сидеть с учителем) серия др.-инд. трактатов религиозно-философского характера, примыкавших к Ведам как объяснение их тайного внутреннего смысла. Корпус У. составляют более 100 текстов, древнейшие из которых созданы, по-видимому, около 6-3 вв. до н.э. У. появлялись и позже, вплоть до 14-15 вв. В У. рассматриваются онтологические, метафизические и этические проблемы, исследуется природа человеческой души, Бога, смерти, бессмертия, а также дается символическая интерпретация ритуалов и обрядов. У. усиленно подчеркивают монистические идеи ведийской религии; однако в отличие от Вед переносят центр тяжести с явлений внешнего мира на внутреннюю жизнь человека. У. оказали огромное влияние на развитие индийской философии. Идеи У. существенно повлияли на западноевропейскую философию 19 в. и прежде всего на А. Шопенгауэра, а также на рус. философию нач. 20 в. .Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
УПАНИШАДЫ УПАНИШАДЫ (от санскр. upa — рядом и sad — сидеть с учителем) — серия др.-инд. трактатов религиозно-философского характера, примыкавших к Ведам как объяснение их тайного внутреннего смысла. Корпус У. составляют более 100 текстов, древнейшие из которых созданы, по-видимому, около 6—3 вв. до н.э. У. появлялись и позже, вплоть до 14—15 вв. В У. рассматриваются онтологические, метафизические и этические проблемы, исследуется природа человеческой души, Бога, смерти, бессмертия, а также дается символическая интерпретация ритуалов и обрядов. У. усиленно подчеркивают монистические идеи ведийской религии; однако в отличие от Вед переносят центр тяжести с явлений внешнего мира на внутреннюю жизнь человека. У. оказали огромное влияние на развитие индийской философии. Идеи У. существенно повлияли на западноевропейскую философию 19 в. и прежде всего на А. Шопенгауэра, а также на рус. философию нач. 20 в. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ...Философская Энциклопедия
2.
УПАНИШАДЫ (санскр. upa-ni-sad сидеть около, т.е. у ног Учителя, получая наставления в духовных беседах с целью познания истины; отсюда сокровенное знание, тайное учение) древнеиндийские произведения религиозно-философского характера, относящиеся к классу шрути ("откровения"), примыкающие к Ведам как объяснение их эзотерического (тайного) смысла. В толковании Шанкары, У. происходят от корня sad "уничтожение". Отсюда У. "разрушающие узы незнания" и "приближающие к Брахману". У. иногда называются ведантой ("конец Вед"), т.к. составляют заключительную часть Вед и являются главным источником системы Веданта. Насчитывают около 200 текстов У. Классическими признаны 108 собрание Муктика (от mukti -освобождение). Древнейшие из У. записаны, видимо, около 6 в. до н.э. (добуддийский период). Последние в 14-15 вв. Из основных У. наиболее ранний слой образуют: "Брихадараньяка", "Чхандогья", "Тайттирия", "Айтарея", "Кена", "Каушитаки". Несколько позже составлены "Катха", "Ища", "Шветашва-ра", "Мундука". Более поздние У.: "Прашна", "Майтри", "Ман-дукья". Уходя корнями в древне-ведийскую мудрость, У. касаются глубоких, метафизических вопросов о происхождении Вселенной, о...Новейший философский словарь
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 848 | |
2 | 754 | |
3 | 734 | |
4 | 654 | |
5 | 581 | |
6 | 533 | |
7 | 525 | |
8 | 506 | |
9 | 502 | |
10 | 492 | |
11 | 473 | |
12 | 460 | |
13 | 447 | |
14 | 443 | |
15 | 442 | |
16 | 437 | |
17 | 421 | |
18 | 418 | |
19 | 417 | |
20 | 415 |