Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - ямвлих (iamwlichus)

Ямвлих (iamwlichus)

ямвлих (iamwlichus)
(не позже 280, вероятно в 245 ок. 325) антич. философ, основатель сирийской школы неоплатоников, ученик пифагорейца Анатолия, ученик, а затем оппонент Порфирия. Находился под сильным влиянием пифагореизма и халдейских оракулов, соединял филос. разработку проблем платонизма с интенсивно разрабатывавшейся им теургией. Школа Я. в Аламее, в которой систематически отправлялся языческий религиозный культ, понимаемый как необходимая часть школьной жизни, впервые в позднем платонизме была учреждена как замкнутый самодовлеющий организм, сознательно противопоставленный христианству и закрытый для него. Для школьного обихода Я. составил компилятивный "Свод пифагорейских учений в 10 книгах" (до нас дошло пять: "Жизнь Пифагора", "Увещание к философии (Протрептик)", "Об общей математической науке", "Комментарий к Введению Никомаха", "Теологумены арифметики"), комментарии к Платону, из сочинений которого были выбраны 12 канонических произведений, и Аристотелю (сохранились фрагменты комментариев к "Федру", "Тимею" и "Пармениду", отдельные замечания из комментария к "Алкивиаду 1", "Федону", "Филебу", "Софисту"; есть свидетельства о комментариях Я. к "Категориям", "Аналитике I", "Об истолковании" и к трактату "О небе"); а также соч. "О богах", "О речи Зевса в "Тимее", "Халдейская теология", "Платонова теология", "О символах", фрагменты трактата "О душе" и др. Я. принадлежит также соч. "О египетских мистериях" (в 10 кн.), в котором Я. в ответ на "Письмо Анебона" Порфирия защищает теургию, надев маску египетского жреца Абаммона.

Я. осуществил школьную разработку неоплатонической доктрины. В едином Плотина Я. различает единое, полностью неизреченное, и просто единое, или "благо", которое через противоположности предела и беспредельного соединено с единым-сущим. В сфере ума (нуса) Я. твердо различает намеченную Плотином и развитую Порфирием триаду бытие-жизнь-ум, т.е. мыслимое (бытие), мыслящее (ум) и тождество того и другого жизнь, которая в триаде помещена между полюсами "немыслящего" бытия и "не-сущего" мышления. Т. о., наряду с "умопостигаемым космосом" Я. вводит "космос мыслящий", объединяя их в сфере ума. Душа причастна уму в меру своей разумности и помещена над всеми внутрикосмическими душами как монада. Я. строго отличал души людей, вечно связанные умопостигаемой природой, от душ животных и не допускал их взаимоперехода. Богов Я. разделял на надкосмических, относя их к сферам сущего, ума и души, и внутрикосмических, деля последних на создающих, одушевляющих, сочетающих и сохраняющих. В учении о времени и вечности Я. полагает, что вечность есть мера умопостигаемого мира, а время реальная сущность, проистекающая от ума (тогда как пространство есть врожденное свойство тел).

Я. провел реформу неоплатонического комментария, суть ее в нахождении единственной "цели" диалога, с которой согласуется все толкование, а также в установлении иерархии типов толкования, которая начинается с физической и этической интерпретации, восходит к математической и завершается метафизической. Под влиянием Я. сформировались пергамская и афинская школы неоплатонизма, авторитет Я. был чрезвычайно велик вплоть до флорентийской Академии в Италии 15 в. Protrepticus. Leipzig, 1888; Decommunimathematicascientia liber. Leipzig, 1891; In Nicomachi arithmeticam introductionem liber. Leipzig, 1894; Theologumena arithmeticae. Leipzig, 1922; De vita pythagorica. Leipzig, 1937; Les mysteres d'Egypte. Paris, 1966; lamblichi Chalcidensis in Platonis dialogos commentariorum fragmenta. Leiden, 1973; On the Pythagorean Way of Life. Atlanta, 1991. Dalsgaard L.B. Jamblique de Chalcis. Exegete et philosophe. Aachus, 1972; Steel С. The changing Self. A study on the Soul in later Neoplatonism: Jamblichus, Damascius, and Priscianus. Bruxelles, 1978; O'Meara D. Pythagoras revived. Oxford, 1989.

Ю.А. Шичалин

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины