Философская энциклопедия - апатия
Апатия
апатия
АПАТИЯАПАТИЯ
(от греч. apatheia — отсутствие страданий, бесстрастие) — термин стоицизма, обозначающий способность мудреца, руководствующегося стоическим нравственным идеалом, не испытывать радости оттого, что вызывает наслаждение у обычных людей, и не страдать от того, что страшит обычного человека. У мудреца, достигшего А., нет аффектов и страстей, он руководствуется только разумным нравственным законом.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
.Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
АПАТИЯ (греч. ἀπάθεια [ἀ priv. + πάθος, аффект], лат. tranquillitas animi), термин античной этики: «бесстрастие» как отсутствие аффекта или невосприимчивость к нему (функциональный аналог «безмятежность», атараксия, ἀταραξία). Начальное значение апатии — неаффицируемость в широком смысле (Arist. De an. 429a29; Phys. 217b26, cf. Plat. Phileb. 33de; Phaedr. 250c). Этическое понятие апатии, восходящее к Платону (Phileb. 2le; 33b), начало оформляться в Кинической (Аитисфен D. L. VI2; 15) и Мегарской (Стилъпон Sen. Ер. 9,1) школах; упоминается Аристотелем (Е. N. 1104Ь24; Е. Е. 1222аЗ, cf. An. Post. 97b23). Особое значение апатия приобрела в стоической этике и понималась как существенное свойство добродетельного состояния (мудрости), изоморфного конечной цели. Но если мегарики (и, вероятно, скептики D. L. IX 108) трактовали апатию как почти полное «бесчувствие» (ср. Крантор у Cic. Tusc. Ill 12; [Plat.] Def. 413a), то стоики как позитивную способность преодолевать аффекты (прежде всего, 4 главные «страсти»: печаль, страх, вожделение и наслаждение), возникающие в результате ошибочной оценки «внешних» вещей. У Хрисиппа понятие апатии приобрело особый интеллектуалистический оттенок: «несогласие» на аффект есть проявление общей...Античная философия
2.
(от греч. apatheia отсутствие страданий, бесстрастие) термин стоицизма, обозначающий способность мудреца, руководствующегося стоическим нравственным идеалом, не испытывать радости оттого, что вызывает наслаждение у обычных людей, и не страдать от того, что страшит обычного человека. У мудреца, достигшего А., нет аффектов и страстей, он руководствуется только разумным нравственным законом. ...Философский словарь
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 2302 | |
2 | 2256 | |
3 | 1389 | |
4 | 1346 | |
5 | 748 | |
6 | 728 | |
7 | 682 | |
8 | 661 | |
9 | 628 | |
10 | 610 | |
11 | 608 | |
12 | 557 | |
13 | 549 | |
14 | 538 | |
15 | 533 | |
16 | 526 | |
17 | 517 | |
18 | 514 | |
19 | 511 | |
20 | 510 |