Философская энциклопедия - аваявин
Аваявин
АВАЯВИН (санскр. avayavin—uenoe)—B индийской философии целое, состоящее из частей (аваява). Проблема части и целого, ставшая на несколько веков предметом острых дискуссий между буддистами, с одной стороны, и найяиками и вайшецдаками — с другой, формулировалась так: сводится ли целое к сумме частей или является чем-то новым по сравнению с ними. Утверждая, что целое есть лишь агрегат частей, буддисты создавали почву для своего учения о невозможности устойчивых неизменных субстанций {Аммана, манаса, атомов, а также обычных вещей). В противовес им сторонники ньяи и вайшездики считали, что составленность из частей (атомов) и невечность воспринимаемых материальных вещей не делают их менее реальными, чем вечные атомы. Для доказательства этого и было разработано учение, согласно которому реальность целого подтверждается тем фактом, что по своей сущности и качествам оно отличается от простой совокупности частей. Части порождают, но вместе с тем не конституируют целое. Единством и цельностью оно обязано лишь тому, что, отличаясь от частей, оно связано с ними отношением присущности (сомовая). Излюбленные примеры найяиков и вайшешиков—ткань и нити, части горшка и сам горшок. В ходе дискуссии буддисты и найяики выявляли в позициях друг друга множество логических ловушек и противоречий. Напр., в “Ньяя-сутрах” указывается на то, что если бы целое сводилось к совокупности частей, то ткань и горшок нельзя было бы ни удержать, ни толкать, они просто просачивались между пальцами, да и само тело, будучи агрегатом невидимых атомов, оказалось невидимым. Буддист же Дхармакирти отмечает, что ткань может быть частично красной, а частично другого цвета, но поскольку, по ньяе, ткань есть единое целое, она будет одновременно и красной, и некрасной. См. также ст.: Асаткарья-вада.
В. Г. Лысенко
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 2300 | |
2 | 2253 | |
3 | 1386 | |
4 | 1343 | |
5 | 745 | |
6 | 725 | |
7 | 679 | |
8 | 658 | |
9 | 625 | |
10 | 609 | |
11 | 602 | |
12 | 555 | |
13 | 547 | |
14 | 535 | |
15 | 531 | |
16 | 525 | |
17 | 514 | |
18 | 510 | |
19 | 510 | |
20 | 508 |