Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - элементы в арабо-мусульманской философии

Элементы в арабо-мусульманской философии

элементы в арабо-мусульманской философии
ЭЛЕМЕНТЫ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

ЭЛЕМЕНТЫ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Понятие элемента, воспринятое из Античности, претерпело определенную трансформацию. Выражалось термином “'унсур” (элемент), наряду с которым использовались “'асл” (основа) и “рукн” (столп), получившие в некоторых философских направлениях особое содержание. Понятие “стихия” выражено термином “'устукусс” — транскрипцией греческого στοιχεία либо, реже, калькой харф (буква), которое в таком случае трактовалось в более широком смысле — как начало вообще.

В каламе с его атомистическими теориями строения тел понятие элемента как таковое не использовалось, хотя близким к нему можно считать “рукн” (столп). Этот термин обозначает минимальную атомарную структуру, способную существовать в трехмерном пространстве и выступающую в качестве элементарной единицы построения тел. В арабоязътном перипатетизме понятие элемента вводится как производное от “качества” (кайфиййа) тела. Как элементарные, несводимые к другим и неотъемлемые от тел рассматриваются две пары качеств: теплота и холод, влажность и сухость, — каждая из которых имеет “среднее” (мутавассит) между крайностями. Первая пара определяет активность тел, вторая — их свойство претерпевания. Все прочие качества тел производны от этих четырех. Элементарные качества представлены четырьмя телами, которые иногда описываются как обладающие каждое парой качеств (огонь — теплотой и сухостью, воздух — теплотой и влажностью, вода — холодом и влажностью, земля — холодом и сухостью), образуя замкнутый квадрат качеств, а иногда как представляющие то или иное качество в крайней степени, при этом могут указываться дополнительные качества, напр. теплота для огня, холод для воды, “податливость” (майа'ан) для воздуха и “застылость” (джумуд) для земли (Ибн Сине). Эти тела, называемые “основами” ('асл) или “столпами”, имеют общую первоматерию и “превращаются” (истихала) друг в друга. Превращение подразумевает полный переход качеств одного в другое, в отличие от “смешения” (мизадж), в котором качества сохраняются. Чем более “умеренной” (и'тидал) является смесь, тем более высокий класс существ она способна породить.

В цсмачлизме в качестве элемента рассматривается “столп”. Столпами называются четыре концентрические сферы: огня, воздуха, воды и земли, образованные из оформленной первоматерии благодаря движению объемлющего их небесного тела. Столпы состоят из частиц и обладают качествами теплоты, сухости, влажности и холода, однако эти качества не являются элементарными, ибо производны от соотношения движения и покоя частиц столпов, которые в свою очередь определяются степенью нагрева, приходящего от высшего небесного тела и вызванного его движением. Верхний и нижний слои соседних столпов обладают сходными качествами в силу взаимного влияния и равной удаленности от высшего небесного тела (верхний слой воздуха столь же горяч, как нижний слой огня, который холоднее его верхнего слоя) и потому превращаются друг в друга. Превращение ал-Карманит отличает от смешивания, поскольку в таком взаимодействии столпов всегда получается качественно новое сущее, не сводящееся к исходным элементам. В порожденном сущем различаются два аспекта: “смесь” (мизадж) и “смешанное” (мумтазидж), выражающие соответственно активность (проникновение одного столпа в другой) и пассивность (принятие воздействия и превращение). Как “смесь” порожденное сущее является причиной, как “смешан ное” — следствием.

В ишракизме кардинальная трансформация понятия элемента связана с его приспособлением к метафизике света и тьмы. Не признавая субстанциальных форм, ас-Сухравардй критикует перипатетическое понятие “смесь”, утверждая, что при смешении происходит не более чем количественное “усреднение” (тавассут) качеств, отличающееся от “порчи” (фасад) лишь тем, что последняя предполагает их полную замену. Вместе с тем он признает, что благодаря “составлению” (таркйб) образуются минералы, растения и животные. В качестве подлинных элементов ('асл) в ишракизме выступают три типа материальной субстанции, различающиеся по способности пропускать свет: задерживающая, приглушающая и прозрачная. Причиной всех качеств ас-Сухравардй считает теплоту, но, в отличие от ал-Кирманй, полагает ее источник не в движении небесного тела, а в свете — единственном начале активности, поэтому свет, а не качества рассматривается как подлинная природа любого сущего.

Хотя натурфилософию нельзя отнести к главным дисциплинам философии суфизма, в нем используется лексикон перипатетизма и ишракизма при описании природных качеств сущего и признаются четыре элемента, наряду с которыми фигурируют свет, также относимый к природе, и “дым” (ду?ан), образуемый всеми элементами и составляющий особую сущность. “Дым” также упоминается в ишракизме при объяснении небесных явлений, а в исмаилизме говорится об “испарениях” (бу

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины