Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - федоров николай федорович

Федоров николай федорович

федоров николай федорович
ФЕДОРОВ Николай Федорович

ФЕДОРОВ Николай Федорович

(1829—1903) — религиозный мыслитель, создатель утопической системы, родоначальник рус. космизма. Образование получил в Тамбовской гимназии и Ришельевском лицее в Одессе.

После пятнадцатилетнего учительства в уездных городах становится библиотекарем Чертковской библиотеки, впоследствии Румянцевского музея. Круг интеллектуального общения Ф. включал Л.Н. Толстого, B.C. Соловьева, К.Э. Циолковского, Ф.М. Достоевского. В историю культуры и философии Ф. вошел сочинением «Философия общего дела», которое можно отнести к богословско-естественно-научным трактатам, а самого мыслителя к философствующим богословам «естественно-научного» крыла рус.

православного богословия. Среди центральных понятий, лежащих в основе учения, можно выделить три основных: «общее дело», «регуляция природы», «долг сынов», а основной генерализирующей идеей, соединяющей и цементирующей все религиозно-филос. учение, была идея патрофикации (воскрешения отцов). Специфической особенностью «Философии общего дела» было необычайное соединение разнообразных методов введения и обоснования идеи патрофикации: богословского, оккультного, мистического и естественно-научного.

Естественно-научный акт регуляции природы приобретал в учении Ф. такую религиозно обосновываемую цель, отождествляемую с «общим делом», как выявление средства или объединение усилий живущего человечества для воскрешения отцов. С т.зр. теологии регуляция природы является направлением общей цели; с т.зр. психологии — содержанием цели; с т.зр. космологии — выявлением и мобилизацией средств для осуществления «общего дела». Сверхзадачей «проекта» Ф., изложенного в «Философии общего дела», была фантастико-утопическая цель восстановления конкретной общности всего человечества с божеством в сферах мистической, оккультной, а также в чувственно-конкретной действительности: «Бог, признаваемый теоретически разумом лишь как идеал, в активном регулятивном строе знания будет опознан и признан как существо, приводящее через человечество в исполнение завет, проект и план всеобщего и всемирного дела, обращающего и человеческий род, и природу в орудие воли и благости Божией, чем и уничтожится отчуждение от Бога, а с тем вместе и опала и проклятье».

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (1829-1903) религиозный мыслитель, создатель утопической системы, родоначальник рус. космизма. Образование получил в Тамбовской гимназии и Ришельевском лицее в Одессе. После пятнадцатилетнего учительства в уездных городах становится библиотекарем Чертковской библиотеки, впоследствии Румянцевского музея. Круг интеллектуального общения Ф. включал Л.Н. Толстого, B.C. Соловьева, К.Э. Циолковского, Ф.М. Достоевского. В историю культуры и философии Ф. вошел сочинением "Философия общего дела", которое можно отнести к богословско-естественно-научным трактатам, а самого мыслителя к философствующим богословам "естественно-научного" крыла рус. православного богословия. Среди центральных понятий, лежащих в основе учения, можно выделить три основных: "общее дело", "регуляция природы", "долг сынов", а основной генерализирующей идеей, соединяющей и цементирующей все религиозно-филос. учение, была идея патрофикации (воскрешения отцов). Специфической особенностью "Философии общего дела" было необычайное соединение разнообразных методов введения и обоснования идеи патрофикации: богословского, оккультного, мистического и...
Философский словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины